Русская православная церковь - Московская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "«…КАК И ОТЕЦ ВАШ МИЛОСЕРД»."


Неделя 18 по Пятидесятнице (2022)

2 Коринфянам, гл. 9, ст. 6-11

   6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
   7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
   8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
   9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
   10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
   11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу

От Луки, гл. 6, ст. 31-36

   31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
   32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
   33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
   34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
   35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
   36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

«…КАК И ОТЕЦ ВАШ МИЛОСЕРД».

Неделя 19 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6.31). И всего-то? Так обнадёживающе легко, так просто начинается сегодняшний отрывок из Евангелия от Луки, таким незатейливым и нехитрым кажется нам это условие нашего спасения, поставленное Господом, но – всего через несколько строчек – каким немыслимым, каким невообразимым и мучительным требованием оборачивается эта такая, казалось бы, простая максима: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6.36)! Ничего себе! Да кто же, скажите на милость, способен «любить врагов»? Ещё куда ни шло – давать взаймы, «не ожидая ничего»; если понемногу да изредка – это можно! Спишем на милостыню. Но вот уподобиться в смирении и любви самому Спасителю, когда Он молится за тех, кто распинает Его, кто бьет Его, кто, издеваясь, вопит: «Радуйся, Царь Иудейский!» (Мф.27.29), – это, Господи, труд, нам неподъёмный, это – выше сил человеческих!

Так происходит потому, что большинство из нас уверены: поступай с нами окружающие люди так же, как мы с ними, – наша жизнь обратилась бы в абсолютное блаженство! Умирать не надо! Сколь бы часто мы ни бывали на исповеди, сколь бы серьёзно и основательно ни относились к покаянию – в самой глубине души каждый из нас уверен: это мои дети непочтительны и грубы, это мои родители деспотичны и нетерпеливы, это мой начальник глуп и некомпетентен, это мои соседи неряшливы и бесцеремонны… А что же я сам? Что – я? Я – скорблю и смиренно терплю всю эту ораву мучителей да ещё и молюсь о них, а стало быть, как и полагается, по-христиански их люблю. А то, что вот нимба надо мной до сих пор не воссияло, так это – по грехам моим. А с другой стороны – какие такие особеннве грехи? Я их, вообще говоря, и не вижу. И действительно, как увидеть? Как их увидеть, если изо дня в день когда глаза заняты усчитыванием чужих грехов, пристальной «экспертной оценкой» родных детей, собственных родителей, своего начальства и ближайших соседей?.. На себя самого, понятно, времени не хватает.

Да, телесные глаза мои направлены на внешнее. Но ведь и очи души моей, то, что принято называть совестью, со-вестью, со-знанием, то, что дано мне Богом для соотнесения, для сравнения, для постоянной корректировки себя самого, какой я есть сегодня, с тем великим Образом, Который является основой моей личности, моего вечного и бессмертного «я»,– эти духовные очи тоже ослеплены. Они смотрят не на меня самого, они оценивают не моё соответствие этому Образу, что, собственно, от меня, как христианина, и требуется прежде всего. Они привычно, вслед за телесными очами, обращаются вовне. При таком устроении души увидеть истинное положение вещей просто невозможно, как невозможно без помощи зеркала увидеть собственные уши.

Таким «зеркалом» для души, для совести должно бы стать для каждого из нас покаяние, то есть такое устроение сознания, когда христианин сравнивает себя не с окружающими его людьми, а с тем великим замыслом о нём самом, который Священное Писание называет «образом Божиим» (Быт.1.26) в человеке. Только осуществив, реализовав в себе самом этот величественный Божий замысел, человек способен быть таким, каким ему и заповедано быть в сегодняшнем Евангелии: милосердным, любящим, способным прощать. Если помнить об этом, тогда великий нравственный закон: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк.6.31), о котором напомнил нам сегодня Христос, этот закон станет для нас первой ступенькой на трудном пути нравственного самоусовершенствования. Ведь даже когда я виноват перед ближним моим, едва ли я захочу, чтобы меня наказали по справедливости. Уж скорее, если даже и не начну оправдываться, ссылаясь на «объективные обстоятельства», как чаще всего и бывает, так просто захочу милосердия и снисхождения. По крайней мере – буду мечтать о нём…

И вот, если быть последовательным, приходится признать, что справедливость – проще и понятнее любви. Справедливость воздаст «каждому по делам его» (Пс.61.13), а милосердие Небесного Отца доныне терпит меня грешного и до «седмижды семидесяти раз» (Мф.18.22) прощает всякого, кто по сто раз на дню предаёт своего Бога. Искатели справедливости будут убеждать нас, что такое прощение развращает, а воздаяние «по делам» воспитывает и укрепляет в напастях, соблазнах и нестроениях житейских. Однако Слово Божие требует от нас не справедливости, а милосердия. Однако Спаситель Христос предлагает каждому из нас не останавливаться на месте, потому что в духовной жизни стоять нельзя. Можно или, обдирая в кровь руки, медленно и трудно карабкаться на вершину, или стремительно падать вниз, оставив всякие усилия, все попытки когда-нибудь до неё добраться.

Если нам удастся положить начало покаянию, тогда есть надежда, что мы увидим когда-нибудь истинное состояние нашей слепой и падшей души. А это, в свою очередь, откроет нам путь к упованию на то, что с нами поступят не справедливо, а милостиво. И тогда, как знать, может быть, мы и научимся жалеть тех, кто сотворил нам злое, тогда, может быть, и достигнем состояния души, при котором возможно уподобиться Отцу нашему Небесному в милосердии и прощении. Аминь.

13 октября 2002 г.

Священник Сергий Ганьковский

13.10.2002


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.