Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
05.10.1997
23.09.2001
19.09.2004
01.10.2006
12.09.2010
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В последовании сегодняшнего богослужения удивительным образом сошлись несколько новозаветных текстов.
Господин уходит в дальнюю страну и наделяет своих рабов талантами. В то время, когда произнесена была эта притча, талант был самой большой денежной единицей. Я специально уточнил - это около 26 килограммов серебра, более полумиллиона рублей в сегодняшних ценах.
Однако, соседство в одной главе Евангелия этого текста с притчей о десяти девах и с пророчеством о страшном суде заставляет понимать талант не только как крупную сумму денег. Выражения, заимствованные из сегодняшнего чтения: талант, талантливый, не зарывай таланта и подобные - сделались у нас стереотипными, ходячими, вошли в пословицу. Под талантом, который даётся людям, многие экзегеты понимают всякий дар, получаемый человеком от Бога. Думается, что к таким дарам можно отнести не только некие способности и умения, «талантливость»; даже не только великий дар жизни; не только, в конце концов, благую весть, оставленную нам вознесшимся к Отцу и обещевшим вернуться уже во славе Господином. К таким дарам, к вручаемым талантам, можно отнести вообще всё, что посылает нам Господь. Апостол в сегодняшнем послании перечисляет некоторые из таких даров - чистоту и благоразумие, великодушие, благость, Самого Духа Святого, любовь и силу Божию. Но наряду с этим и даже раньше называет он бедствия и нужды, тесные обстоятельства, удары, темницы и изгнания (2Кор.6.4-6.). Вот какие таланты порой достаются озадаченным рабам отшедшего Господина.
При этом нам сказано, что Господин вернётся и потребует отчета в управлении вверенным имуществом, позовёт на поверку страшного суда, но не оставлено подробных инструкций и наставлений по пользованию этим даром, равно как не дано и никаких гарантий успешности управленческой деятельности. Господин отправляется в путь, не дав рабам никаких поручений относительно своих денежных сумм. Об этом они должны догадаться сами.
Как это ни странно, но и путь и награда за его преодоление тут не лежат в плоскости детальных предписаний, расчёта и точного перечня правильных или, напротив, ошибочных инвестиционных шагов. Притча говорит о «вхождении в радость господина», и «радость» тут - не торжества или пиры, устроенные господином по случаю его возвращения, но просто радость самого возвращения, радость встречи с Ним. И недостаток, причиненный ленивым рабом, с избытком покрывается прибылью, полученной другими рабами.
Избыток этот, конечно, не количественный. А качественный. Добрый раб, соработничая Богу, так проживает данные ему жизненные обстоятельства, что становится со-творцом, уподобляется и усыновляется Богу, достигает того богоподобия, которого ждет от него Господь. Таким образом, он принимает как дар, вносит в вечность даже самые трудные испытания, самые казалось бы непоправимые удары судьбы. Вносит как прибыток, как приумножение данных ему талантов.
Раб же лукавый боится отдать, как это ни парадоксально, то, чего у него и так нет - «...ты жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал», говорит он (Мф.25.24.). Но в том-то и дело, что семена талантов посеяны уж точно не самим рабом, а выращивать, отдавать их в рост он как раз и отказался. «Вот тебе твоё» - значит - «сам не сею и Тебе соработничать не буду, забери свои таланты, ни к чему мне Твоя радость!». И тут становится понятным, почему и, главное, кем выбрасывается во тьму внешнюю лукавый раб. Он сам не хочет принять дар и «войти в радость Господина своего».
Очень легко сказать себе, что мы не принимаем дар не по своей вине, успокоить себя тем, что нам-де достался «бракованный талант». Совсем не видно в нём «чистоты, благости и любви», а всё сплошь «бедствия и нужды». Но вот, второе сегодняшнее евангельское зачало доносит до нас слова Христа: «иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф.11.30.). И легко оно не потому, что трудности и бедствия ненастоящие, неважные, какие-то «облегчённые». Бог не разменивает свой замысел на пустяки и мелочи. Но Он обещает всем «труждающимся и обремененным», что на каждый не отвергнутый боязливо, а пущенный с верой в рост талант будет обеспечена прибыль. Обеспечена Им Самим, надо лишь пытаться не закапывать талант в землю, не откладывать его использование на потом, надо довериться отшедшему, пусть даже и «на долгое время», Господину. Довериться прямо теперь, пока медлит Господин с возвращением.
Ведь и апостол говорит нам сегодня: «Умоляем вас, чтобы благодать Божия (т.е. благой дар, «талант») не тщетно была принята вами. ... Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.» (2Кор.6.1-2).
Аминь.
Священник Глеб Козлов
12.09.2010
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.