Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "Проповедь от 05.09.2010"


Неделя 15 по Пятидесятнице

2 Коринфянам, гл. 4, ст. 6-15

   6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
   7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
   8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
   9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
   10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
   11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
   12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
   13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
   14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
   15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.

От Матфея, гл. 22, ст. 35-46

   35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
   36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
   37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
   38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
   39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
   40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
   41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
   42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
   43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
   44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
   45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
   46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его
Неделя 15 по Пятидесятнице
Проповеди священника Сергия Ганьковского
  1. И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ ГОСПОДУ МОЕМУ...

    02.10.1994

  2. ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ.

    01.10.2000

  3. НАИБОЛЬШАЯ ЗАПОВЕДЬ.

    16.09.2001

  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

    28.09.2003

  5. ЖЕМЧУЖИНА ДОВЕРИЯ

    12.09.2004

  6. «СОВОПРОСНИКИ ВЕКА СЕГО».

    02.10.2005

Проповеди священника Глеба Козлова
  1. Проповедь от 05.09.2010

    05.09.2010

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вопрошающий Спасителя законник, современными словами – юрист, юрисконсульт, искушает, то есть пробует, проверяет Христа на знание, а точнее, на соответствие закону. На первый взгляд кажется, будто делает он это, только лишь желая «уловить в словах» (Мф.22.15) своего Собеседника, доказать себе и остальным собравшимся фарисеям Его юридическую некомпетентность и несоответствие званию Учителя, ведь именно с этого обращения законник и начинает свой «искушающий» вопрос. И, конечно, юрист берётся состязаться «на своем поле» - он спрашивает о законе, о том, что в нем главное. «Какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф.22.36).

И вот, Сердцеведец приводит в ответ слова из ежедневно читавшихся евреями текстов (Шема, или «Шма Исраэл»), то есть слова, наверняка хорошо знакомые образованному книжнику. Однако, Христос выбирает из относительно пространного текста совсем небольшое количество заповедей и сопровождает их удивительным пояснением – «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22.40). В греческом тексте употреблен глагол (крЕматаи), означающий скорее не столько «утверждается», сколько «висит», «подвешен». В славянском так буквально и говорится – «вИсит». Закон и пророки не утверждаются, а зависят от двух главных заповедей, являются выводом из них. Если бы не было этих заповедей, то не существовало бы ни закона, ни пророков.

Что это – предельное упрощение а, быть может, и вовсе отрицание нескольких сотен установлений иудейского закона, или, напротив, раскрытие той изначальной цели, для которой закон – лишь набор дорожных знаков, помогающих не заплутать на пути к ней?

В обеих приводимых Спасителем заповедях речь идет о жертвенной любви («возлюби» - агапЭсеис). Не о любви-привязанности или душевном расположении. Заповеди предписывают отдать себя Богу и ближнему. Ничего больше. Ни многочисленных мелких деталей, ни пояснений. Полная противоположность привычному закону, который, уж конечно, «должен» содержать подробные инструкции и установления. Тут же – полная свобода истолкования и применения в каждой конкретной жизненной ситуации.

Но одновременно – и категоричность требования. Если, уплатив десятину или иным образом «сделав дело», можно, казалось бы, «гулять смело», жить для себя, переключиться на удовлетворение потребностей своего в кавычках «истинного Я», то в заповедях Спасителя требуется «возлюбить Господа Бога … всем сердцем … и всею душею … и всем разумением» (Мф.22.37), то есть всем своим существом, без остатка и «личного времени». Возлюбить так, чтобы отдать Тому, кого любишь всю свою волю, всю душу, всё разумение.

И вот эта необходимость пожертвовать разумением, разумом, тем, что человек, я сам, - «мерило всех вещей», пожалуй, и есть настоящий ответ на вопрос законника. И ответ меняет, а точнее – восстанавливает иерархию, что в переводе на русский значит «священно-старшинство», ценностей. Не человеческий поврежденный грехопадением разум, рождающий все более детализированные правила или все более точную научную картину мироздания, выведет человека из смертности, отчуждения и потери Смысла. Из «тьмы и сени смертной» (Иов.10.21) выводит Любовь. И поэтому, хотя указатели и знаки закона и нужны в дороге, но не они являются целью движения и важно не подменить ими Путь.

Таким образом, возможно, законник спрашивает Христа и о том, подчиняется ли Спаситель закону как своду формальных предписаний или, может быть, Сам волен их устанавливать, Христос же открывает в ответ закон любви, ведущий человека ко Встрече с самим собой, ближним и Богом, но Богом не мертвых букв, а живых личных отношений.

Богом, который Сам «есть Любовь» (1Ин.4.8).

Аминь.

Священник Глеб Козлов

05.09.2010


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.