Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
29.08.1999
17.09.2000
02.09.2001
22.09.2002
14.09.2003
29.08.2004
Неделя 13 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Если не знать истории взаимоотношений народа Божия, Ветхого Израиля, со своим Богом, не знать, не читать Библию, например, никогда в жизни, или прочитать эту Вечную Книгу как собрание мифов и легенд древних евреев, подобно тому как читаем мы в детстве русские народные сказки, ни на минуту не сомневаясь, что печка, которая сама пироги да блины печёт, существует только на страницах книжки, а к реальности прочитанный текст никакого отношения не имеет, так вот, если не знать, как народ Божий относился к своему Богу, может показаться, что ситуация, представленная в евангельской притче о злых виноградарях, нереальна, фантастична, придумана от начала до конца, так же как невообразима в обычной жизни скатерть-самобранка. И вот почему: нас всех с самого детства приучали благодарить за добро, а в этой притче мы сталкиваемся с ситуацией, когда вместо благодарности благодетель получает сына, убитого теми, кого он облагодетельствовал. Примеряя эту ситуацию на себя, каждый из нас, вздохнув с облегчением, скажет: “Это не про меня, меня ещё мама научила за каждое доброе дело говорить спасибо”. И подумав так, будет совершенно прав: мы и в самом деле никого в “благодарность” за добро не убивали.
Есть ещё одно, не менее радикальное утешение для современного слушателя и читателя этой притчи. Очевидно, что история о жестокой неблагодарности злых виноградарей рассказывается Христом Спасителем первосвященникам и старейшинам иудейским, тем самым вождям народа Божия, которые все три года, пока продолжалось общественное служение Господа нашего, искали смерти Сына Человеческого. Поскольку в памяти человечества сии последние остались только как злобные распинатели и завистливые богоненавистники, любой современный читатель Евангелия может, кажется, со спокойной совестью повторить слова фарисея из другой притчи Христовой: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь” (Лк.18.11).
Если так, тогда, спрашивается, зачем это Церковь из года в год, из века в век предлагает чадам своим эти священные тексты? Для того ли, чтобы мы были знакомы с “делами давно минувших дней, преданьями старины глубокой”? Для того ли, чтобы “на законных основаниях” погордились, подобно Понтию Пилату, тем, что “невиновен я в крови Праведника Сего” (Мф.27.24).
Помню, как в молодости я читал с трудом добытые, редкие тогда духовные книги. Читал с карандашом в руке, делая выписки и заметки. Читал и думал при этом: “Вот это место прямо про Сашу, а вот это – про Олю, надо ей непременно его прочитать!” Должна была пройти жизнь, чтобы стало понятно: это всё про меня! Это меня должно ударять в сердце, да так, чтобы было больно и горестно, потому что жизнь моя – не повод надуваться от гордости, не повод повертеться перед зеркалом: ах, до чего же хорош! Жизнь моя – время для покаяния, время для изменения, время для духовного роста, который только тогда и возможен, когда каждый упрёк Господа я не передаю через плечо соседу, а принимаю на себя, в свою душу, в своё сердце.
Евангелие написано не для кого-то, кто жил давно и далеко. Слово Божие обращено к каждому из нас, здесь стоящих. Невоцерковлённые христиане, то есть те, кто посещает храм на Пасху и на Родительскую, а чаще просто заходит свечку поставить “на удачу”, в большинстве своём убеждены, что Церковь существует для “утешения”, для того чтобы услышать в ней “доброе, ласковое слово”, для того чтобы “душа согрелась”. Грейтесь, дорогие мои! Только что прозвучало для нас, жаждущих душевного тепла, Слово Божие: “…злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои” (Мф.21.41).
У каждого из нас есть выбор: принимать эти слова на свой счёт или, оглядываясь по сторонам, поискать глазами, к кому бы они могли относиться. И только от этой нашей реакции зависит, спасёмся мы или погибнем в будущем веке. Только то, как мы соотносим свою жизнь и то, что говорит нам Христос со страниц Вечной Книги, определит нашу вечную судьбу. Многие из нас уже сделали первый шаг в правильном направлении. Мне часто приходится слышать от наших прихожан, что слово проповеди, произнесённой священником, неожиданно ответило на какой-то личный вопрос, осветило какой-то затаённый грех. Слава Богу! Теперь нужно сделать следующий шаг. Попробуем услышать, что говорит нам Господь каждым Своим словом, для чего он сегодня мне, лично мне, рассказал эту страшную притчу о злых виноградарях и о камне, который “отвергли строители”. Аминь.
17 сентября 2000 г.
Священник Сергий Ганьковский
17.09.2000
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.