Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
29.08.1999
17.09.2000
02.09.2001
22.09.2002
14.09.2003
29.08.2004
Неделя 13 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Лет десять-двенадцать тому назад в наших газетах и журналах чрезвычайно популярными были слова одного из персонажей произведений Фёдора Михайловича Достоевского о том, что красота спасёт мир. Но если в устах героя досточтимого писателя слова эти имели скорее предположительно-неопределённое значение, то для наших современников они приобрели характер лозунга. Журналисты выносили эту фразу в заголовки своих статей, телевизионные ведущие со сдобно-сладким выражением гримированных лиц произносили её с экранов; казалось, ещё немного – и она появится на транспарантах на стенах домов, а эстрадные дивы запоют её на разные лады в своих шлягерах. Слава Богу, обошлось. Вместо транспарантов с рецептом спасения появилась реклама жевательной резинки и прочих прелестей цивилизации, новые слоганы заполнили телевизионный эфир и наши мозги, и проблема спасения мира для большинства наших сограждан отошла в тень.
Для большинства, но не для всех, потому что мы, христиане, на самом деле обеспокоены спасением и душ наших, и всего мира. Нам и вправду важно понять, что же может спасти мир. Вернее сказать, что может помочь миру не погибнуть, но вернуться к своему Творцу и Богу? Красота? Да, пожалуй, но не та, что понимается как изящный дизайн интерьеров и способность комбинировать цветы в букете. О какой же красоте идет речь? Речь идет прежде всего о красоте неба и земли, созданных некогда Богом. От начала «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт.2.8), то есть – красота, гармония, радость и счастье были уделом человека с момента творения мира. Прекрасная и благоустроенная земля, которую Библия называет Раем, была местом, в котором человек должен был блаженствовать, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2.15). Но и эта ослепительная красота Божьего мира не спасла человека. Всё кончилось похотью, предательством и выдворением из Райского сада в ту юдоль скорбную, где «в поте лица» (Быт.3.19) своего ест человек скудный и печальный хлеб своего изгнания.
Прошли тысячелетия, и потомкам Адамовым была обещана земля, «текущая молоком и мёдом» (Сир.46.10), новый Райский сад, место, где успокоится и обретёт родину избранный народ Божий. Однако вновь и вновь вместо радостного сотрудничества с Богом род человеческий угождает своим похотям, вновь страсти, ненависть, идолослужение превращают прекрасную землю в пустыню, по которой вместо молока и мёда течёт кровь. И ни синее небо, ни лазурное море, ни покрытые лесом горы, ни влажные долины, поросшие оливковыми рощами, ни вся дивная красота Святой Земли не спасает «сынов противления» (Еф.2.2) от порабощения чужеземцами, от рассеяния, от погибели.
Новые века пронеслись над землёй, новые народы заключили Новый Завет с Творцом Вселенной. Дивной красоты храмы были воздвигнуты на нашей земле как знак, как память об этом Завете, но вот – вихрь пролетел над страной и народом, и на ужасном пепелище, на развалинах того, что сокрушители называли «старым миром», стоит, озираясь в ужасе, наш современник и с тоской вопрошает: «Господи, кому же это всё мешало?» Кому мешали прекрасные храмы, кому мешали неземной красы иконы, почему их совершенство, почему их божественная красота опять, в который уже раз не спасли мир?
Вновь и вновь насаживается заботливым хозяином земли новый сад, новый виноградник, новый Рай. Вновь и вновь рачительный домовладыка дарит нам в подарок сей прекрасный мир, но, как и прежде, работники, призванные хранить и возделывать Божие насаждение, не желают вразумляться совершенством красоты творения. Как прежде, преступные виноградари побивают слуг Божиих камнями, гонят их вон с глаз своих, преступно присваивая себе то, что не принадлежит им по праву. Вновь и вновь бессильна красота, вновь и вновь торжествует похоть.
Потому – каждый год с церковных амвонов звучат слова притчи Христовой: «послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего» (Мф.21.37). Не на прекрасные пейзажи, будто бы обладающие способностью исправлять злодеев, не на чудодейственную силу красоты надеется «хозяин дома» (Мф.21.33), а на то единственное, что отличает человека от животных, – на стыд, на способность болезненно переживать свою греховность, свою срамоту, на счастливо сохранившуюся в нас способность краснеть.
Конечно, способность краснеть – крайне неудобное качество, и весь наш либеральный и «человеколюбивый» мир, озабоченный идеей максимального комфорта, всеми силами старается этот последний признак образа Божия в человеке истребить, уничтожить или уж по крайней мере как-то смягчить. Однако, как ни неудобно, как ни несовременно быть стыдливым, в этом – наше последнее убежище, наша последняя надежда. Потому что, хоть виноградари из притчи не постыдились Сына и убили Его, следствием этого убийства сделалось чудесное возникновение в «роде сем прелюбодейном и грешном» (Мк.8.38) сообщества людей стыдящихся, испытывающих чувство стыда не только за свои грехи, но и за чужие. Это сообщество мы называем Церковью. Порадуемся же сегодня тому, что по милости Божией мы остались до сего дня Церковью стыдящихся, что не утратили мы это благое качество – стыдиться и краснеть.
Только что мы все вместе молились о том, чтобы наши дети достойно и успешно прошли предстоящее им поприще учения. Мы просили у Бога, чтобы Преблагословенный благоволил «быти им премудростию и добродетельным житием, и благостоянием в православной вере, радость и утешение родителем своим, и Церкви Православно-кафолической утверждение». Не забудем же помолиться сейчас и молить всегда, чтобы милосердый Господь не отнял, но умножил в них благоспасительное чувство стыда, потому что не красота, а стыд спасёт мир. Аминь.
2 сентября 2001 г.
Священник Сергий Ганьковский
02.09.2001
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.