Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
30.08.1998
22.08.1999
10.09.2000
26.08.2001
15.09.2002
07.09.2003
22.08.2004
30.01.2005
31.08.2014
«Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную»? — спрашивает Христа юноша, а вместе с ним, думаю, и каждый из нас. Что я могу сделать, чтобы исполнить замысел Творца обо мне, чтобы стать если уж не святым, так хотя бы чуть менее грешным, чуть лучшим человеком?
Ответ простой — соблюди заповеди. Но только честно, всерьёз.
То есть надо измениться, начать по этим заповедям жить, иными словами — покаяться, стать иным — любящим не себя, а другого. Забыть о себе, не ждать чего-то для себя.
И вот тут обнаруживается, что заповеди мы часто пытаемся исполнить, чтобы стать лучше в своих собственных глазах и в глазах окружающих, в глазах Бога, наконец. То есть для того, чтобы что-то получить, приобрести. И удивляемся, почему так плохо это у нас получается, почему мы не становимся лучше и совершеннее.
Да потому что цель заповедей, да пожалуй и всей жизни, не получить, а отдать.
Ведь богатство — это то что имеешь, «моё». И это далеко не только богатство материальное, не миллионные банковские счета и элитная недвижимость. Это то, что мы считаем своим, себе приписываем. И часто это — мнение о своих достоинствах и совершенствах, которых если и нет прямо вот сейчас, так значит, мы должны приложить усилия и их достигнуть. Ну хотя бы — достигать, улучшаться как-то.
Заповеди же — не о том как получить, а о том как отдать. В конечном счёте — не о нас, а о любви к другому. Если бы они должны были что-то дать нам, это были бы «технологии личностного роста», тогда как они — законы жизни вечной, законы любви.
Может, потому так плохо у нас получается жить по заповедям, что мы пытаемся их исполнить, обратившись на себя, ожидая от их исполнения не радостной встречи с Богом и ближним, а какого-то «духовного роста» для самих себя. А рост этот возможен только как результат любви, как «побочный продукт» обращённости на другого. «Ищите прежде Царствия Божия и это всё приложится вам» — говорит нам Спаситель.
Иными словами, когда мы слышим Божие повеление не убивать, важно понять, что цель этого повеления не столько в том, чтобы я не был убийцей, сколько в том, чтобы я жалел и прощал ближнего, осознавал ценность его жизни, непозволительность мне распоряжаться этой ценностью; требование не прелюбодействовать нацелено в первую очередь не на достижение моих воздержанности и целомудрия, а на сохранение семейного мира другого, и вот только если прилагать постоянные и серьёзные усилия для сохранения этого мира другого человека, привычка обуздывать свои похоти может придти и ко мне; «не кради» сказано не для сохранения моей безупречной репутации, а для того, чтобы я устыдился огорчить ближнего воровством; «не лжесвидетельствуй» — не для того, чтобы прослыть честным человеком, а потому что от ложного свидетельства плохо будет тому, кто оболган; «почитай отца и мать» — не ради права называться «хорошим сыном», а ради любви к родителям; и наконец Спаситель обобщает все эти заповеди в одну, объясняющую смысл всех предыдущих: «люби ближнего твоего, как самого себя».
Гордящийся своей «праведностью» юноша считает, что выполнил все эти заповеди. И вероятно, он и вправду не убивал, не крал и не произносил ложных свидетельств. Но не делал он всего этого не из любви, которая видит своё благо в благе другого, а для приобретения к уже имеющемуся богатству, к тому, что он уже «сохранил от юности своей», еще и того, чего «недостаёт ему» — жизни вечной. Понятно, что так ничего у него не получится. Не получается и у нас. Ведь блаженны не ревностные и скрупулёзные исполнители закона, которым, как известно «не оправдится никакая плоть» (Рим.3.20), а «блаженны нищие духом ибо тех естьЦарствие Небесное» (Мтф.5.3).
«Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись»? И они правы, ведь если цель всех, даже самых лучших, усилий в жизни — моё личное совершенство, достичь любви невозможно. Мне просто некогда будет думать о других, я буду занят только собой. После грехопадения человек стал эгоцентричен, всё, даже исполнение Божиих заповедей, соотносит только с собой и не имеет сил измениться. Но потому нам и нужен Спаситель, потому нам и сказано о блаженстве нищих духом, о блаженстве тех кто не полагается на свои богатства, что надежда наша не на наши достоинства и праведность, а на милость Божию. И «Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно».
Аминь.
Священник Глеб Козлов
31.08.2014
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.