Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
15.02.1998
15.02.1999
15.02.2000
15.02.2001
15.02.2002
15.02.2003
15.02.2004
15.02.2005
15.02.2006
Неделя мясопустная, о Страшном Суде.
Сретение Господне.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5.4)! Счастливы несущие ныне тяготы и скорби жизненного странствия, ибо им, как и праведному Симеону Богоприимцу, предстоит радость встречи с Богом, ибо, по неложному обетованию Спасителя нашего, всякий «верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин.5.24).
Так «от смерти в жизнь» переходит ныне праведный старец, минуя Суд: таким Судом стала для него встреча с Богомладенцем Иисусом.
Таким же Судом стала молитва в Храме Иерусалимском для мытаря и фарисея. И первый «пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк.18.14), потому что судит нас Судия, «Который не смотрит на лица и не берет даров» (Втор.10.17).
Таким же Судом стала встреча с оставленным некогда отцом для блудного сына, и день этого Страшного Суда стал для предателя и отщепенца днём радости и ликования. Так случилось, потому что ещё задолго до этой встречи заблудившийся в своих похотях сын всеми силами души своей возжелал вернуться в дом отчий. И молился он об этом почти теми же самыми словами, которыми всеми презираемый мытарь взывал к своему Богу.
Сегодня наш Бог говорит нам, что было время, когда Он, Спаситель мира, молитвенно взывал к нашим оглохшим и ослепшим душам: «…алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф.25.42,43). Это кажется нам немыслимым и неправдоподобным! Но почему-то нас не удивляет, что из всего многолюдного Иерусалима, из всего многочисленного, «как песок морской» (Быт.32.12), народа Божия, народа, с надеждой и упованием ожидающего пришествия Мессии, нашлось всего два человека, опознавших в Этом Младенце «утешение Израилево» (Лк.2.25)! И для них эта Встреча с Судиёй также стала Судом – радостным Судом Божиим, желанным разрешением от уз греха, смерти и тления!
Только два человека, два измождённых годами и болезнями старика, Симеон Богоприимец и пророчица Анна, узнали в Младенце своего Избавителя и приняли Его на руки свои и в свои сердца. Для остального же народа Божия Тот, за Кого была принесена жертва бедняков, две малые горлицы, так и остался неведом. И уж тут не оправдаешься словами: когда это «мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф.25.44).
Суд уже состоялся, но судимые его не заметили.
Никто из судимых не замечает совершившегося над ними Суда Божия: ни мытарь с фарисеем, ни блудный сын, ни старец Симеон с пророчицей Анной. Просто одни переживают встречу с Богом как радость и исполнение надежд, а другие – своим очерствевшим сердцем не чувствуют ничего, продолжая пребывать в безмятежном покое и самоуверенном довольстве собой. И, конечно, они, эти другие, не плачут ныне; потому и утешения в будущем веке не обрящут они.
Очи праведников видят в Суде Божием спасение и отпущение грехов, и они ждут его, и всей душой молят о нём. А когда Суд совершается над ними, они радостной молитвой благодарят Спасителя. Что им молнии и громы Страшного Суда? Разве устрашат они тех, кто всю свою жизнь ждал встречи с Богом?
Сегодня, в день светлого праздника Сретения Господня, Святая Церковь напоминает своим чадам о Страшном Суде Господнем. Она указывает нам, уверенным, что уж что-что, а молиться-то мы научились, на то, что всякая встреча с Богом, в молитвах ли, в Таинствах ли, в чуде ли Богоявления, – это уже Страшный Суд Господень над нами. Суд этот совершается здесь и сейчас, потому что уже в этой жизни судит нас Слово Божие. Но верно также и то, что мы сами судим себя, потому что, обращаясь к Господу в молитвах, собираясь в храмах для совершения Бескровной Жертвы, мы свидетельствуем пред Лицом нашего Судии о своей подсудности Ему, о том, что мы сами, своей волей принимаем этот Суд над собой.
Теперь только от нас зависит, чем он станет для нас: радостным Сретением, Встречей с великим и благим Судиёй мира, или ужасом вечной муки, которая уготована «диаволу и ангелам его» (Мф.25.41). Аминь.
15 февраля 2004 г.
Священник Сергий Ганьковский
15.02.2004
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.