Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
19.08.1998
19.08.1999
19.08.2000
19.08.2001
19.08.2002
19.08.2003
19.08.2004
19.08.2005
Преображение Господне.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Невероятно трудно свидетельствовать о Преображении, ибо нет в человеческом языке слов, которые могли бы передать таинственную глубину произошедшего. Моисею, созерцавшему Славу Божию на Синае, было куда легче, потому что «Бог говорил с ним. И [когда] увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему» (Исх.34.29,30); тут Сам Свет, отобразившийся на лике пророка, свидетельствовал о Себе через сияние лица человеческого. Растерянные, ошеломлённые виденным апостолы сами пока не способны были сиять надмирным Светом, им ещё только предстояло «уразуметь вольное страдание» своего Господа, а уразумев, «проповедать мирови», что Тот, Кого они просили об устроении шатров на вершине Фавора, есть «воистинну Отчее сияние». Недаром, «когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф.17.9). Кто бы из слушающих поверил Петру и двум сыновьям Зеведеевым, возьмись они рассказывать о том, чему были свидетелями, – о виденном ими Нетварном Свете.
«Мысль изреченная» становится сугубой ложью, когда духовные истины пытаются излагать плотским языком, когда живущие в вечной ночи греха должны проповедовать об утре Воскресения. Такова печальная участь каждого из нас: мы призваны свидетельствовать миру, сидящему «во тьме и тени смертной» (Лк.1.79), о Свете, в то время как сами продолжаем оставаться и во тьме, и в тени. Понятно, что подвиг такого свидетельствования требует от человека усилий, превосходящих силы человеческие, и недаром, всякий раз, когда апостолы становились свидетелями и участниками событий роковых, величественных, чрезвычайных, силы оставляли их, и вернейшие и преданнейшие ученики Христовы оказывались побеждёнными неуместным и малодушным сном. Так было в саду Гефсиманском, когда Господь со слезами молился о чаше (Мф.26.39), так случилось и здесь, на Фаворе, когда в момент беседы Иисуса с пророками о предстоящем Распятии «Петр… и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк.9.32). Это не просто сон уставшего тела. Это – паралич воли. Это непостижимая блокада сострадания и жалости, блокада, так хорошо знакомая каждому из нас.
И всё же Свет Преображения потрясает ослеплённые грехом незрячие души наши, ибо «Свет Христов просвещает всех»! Свет Христов преображает плоть, и она становится духоносной. Свет Христов преображает Крест, и из смертного древа он становится Древом Жизни. Свет Христов преображает и самую смерть, и отныне она, как поётся в акафисте, «желанная, неразлучно с Богом сочетает».
И хотя мы знаем, что Моисей и Илия, «явившись во славе… говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9.30.31), то есть пророчествовали о страстях Голгофских, – тень смертная не омрачила радостного сияния невечернего Света Христова. «Лазурь преображенская» стала предвозвещением о нестерпимо ярком Свете Воскресения, навеки опалившем скорбную ткань Плащаницы. Ныне Христова Церковь воспевает в праздничных песнопениях: «Прообразуя Воскресение Твое, Христе Боже… на Фавор возшел еси», потому что знает: Фавор – преддверие Голгофы, а значит, в конечном итоге, и Воскресения!
Вот почему праздник этот напоён и Пасхальным ликованием, и Светом Рождественской Звезды; надеждой Вознесения и тихой радостью Сретения; небесным Громом Богоявления и светлым обещанием Благовещения. Скорбь и радость, печаль и надежда соединяются в нём, и кажется, вот-вот исполнится пророчество преподобного Серафима и «среди лета запоют Пасху».
Преображение – предпоследний праздник церковного года, праздник итогов и плодов, и не столько плодов полей, сколько плодов наших духовных трудов. Нам бы только не забыть, что не результатов агрономических усилий потребует от нас Господь на Страшном Суде Своём, а результатов возделывания нивы нашей бессмертной души. Нам бы только не забыть, что свет и радость нашей жизни возникают не сами по себе, а лишь как отблеск Света Христова, нам бы только не увлечься исканием света и радости «на стране далече» (Лк.15.13), нам бы только помнить, что «во свете Твоем, Господи, узрим свет» (Пс.35.10). Аминь.
19 августа 2004 г.
Священник Сергий Ганьковский
19.08.2004
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.