Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
19.08.1998
19.08.1999
19.08.2000
19.08.2001
19.08.2002
19.08.2003
19.08.2004
19.08.2005
Преображение Господне.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Трудно человеку жить на вершинах гор. Трудно ему переносить суровый климат высокогорья. Там, среди скал и вечных снегов, страдает человек от недостатка кислорода и тепла, жжёт его глаза безжалостное солнце, терзает его тело леденящий и пронизывающий до костей лютый ветер. Тяжело и неуютно на вершинах. Но всякий раз, когда приходит пора познать Истину, оставляет человек уютный покой долин, оставляет он «мир дольний» и поднимается ввысь, в горы, восходит к «миру горнему», чтобы быть ближе к Небу, ближе к Богу.
Так Бог возвёл на гору Синай Моисея, чтобы дать народу Своему Закон, который будет вести этот спасённый из египетского пленения народ в обетованную ему землю блаженного упокоения, в землю, «текущую молоком и мёдом» (Сир.46.10).
Так на гору Кармил возвёл Вседержитель Илию, пророка Своего, чтобы чудом горящей воды, о котором мы за богослужением поём: «праведнаго жертву водою попалил еси», отвратить заблудившийся народ Свой от пагубного идолослужения Ваалу и возвратить его на спасительные стези почитания истинного Бога.
И вот ныне два величайших пророка Ветхого Завета встречают на вершине Фавора Того, Кто «больше храма» (Мф.12.6). И «поядающий огонь» (Пс.49.3) Кармила, и «веяние тихого ветра» (3.Цар.19.12) Синая преображаются здесь в присутствии Сына Человеческого в нетварное сияние Фаворского Света, а сама эта гора становится преддверием Неба, святым местом видимой Славы Господней.
Но, как возгласил некогда праотец Иаков, «яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная» (Быт.28.17). Страшно место сие, потому что вся скорбь Моисея о неверном народе своём, весь ужас Илии, о котором он так говорил Богу своему: «сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3.Цар.19.10), – всё это, а кроме того, все немощи и скорби человеческие именно на этом месте возьмёт на Себя Тот, с Кем беседуют ныне Моисей и Илия. Об этом говорят с Ним, Сыном Божиим, два пророка Божиих, жизнь свою положивших на то, чтобы открывать благую волю Творца людям Его.
Ныне исполняется «полнота времени» (Гал.4.4). Ныне боговдохновенные тайнозрители грядущего прямо и безо всяких иносказаний говорят Тому, о Ком прежде только пророчествовали, говорят о том, для чего Он воплотился и принял на Себя «зрак раба» (Флп.2.7). Приблизилось время, о котором Сам Он будет свидетельствовать: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
Время исполнилось, час пришёл, и восшедшему на гору Господу, как и двум собеседникам Его, стало ясно, что и Синай, и Кармил, и Фавор, при всей их высоте и величии, при всём их важном значении в замысле Божием о спасении погибающего человека – всего лишь ступени, которые ведут к невысокой, почти незаметной рядом с ними скале – Голгофе. Вот о чём на горе Фавор Моисей и Илия «беседовали с Ним»: «…явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9.30,31).
Фаворский Свет освещает не только апостолов, увидевших «Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф.16.28), это неземное сияние освещает и страшный Голгофский Крест, оно указывает нам, какой ценой покупается Царство для каждого из нас.
И, конечно, Свет Христов пророчествует нам о том самом Царстве Божьем, «пришедшем в силе» (Мк.9.1), которое «приготовил Бог любящим Его» (1.Кор.2.9). Свет Фаворский прообразовал немеркнущее сияние Воскресения Христова, научая нас, христиан последних времён, оставлять «дольняя» и искать «горнего». Именно об этом напоминает нам сегодня апостол Пётр в своём Послании, когда пишет: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2.Пет.1.10,11). Аминь.
19 августа 2005 г.
Священник Сергий Ганьковский
19.08.2005
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.