Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
07.04.1998
07.04.1999
07.04.2000
07.04.2001
07.04.2002
07.04.2003
07.04.2004
07.04.2005
Благовещение Пресвятой Богородицы, Лазарева суббота.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Несчастье наше в том, что мы убеждены, будто знаем, как устроен мир. Так, выкопав достаточно глубокую яму, землекоп, если самоуверен и приглуповат, будет убеждён, что земной шар весь состоит из песка, покрытого тонким слоем дёрна. Такова же и логика мыслителя, который не может себе представить мир, в котором сначала ничего нет, а потом из этого самого “ничего” вдруг, безо всякой видимой причины возникает всё: от грандиозных галактик до крошечной инфузории туфельки. Поскольку истинные причины такого возникновения от него странным образом ускользают, он предпочитает думать, что звёзды и кошки, пусть даже иногда они и меняют свой внешний вид и формы, были всегда, они вечны и неуничтожимы. Убедить гордеца в обратном не представляется возможным, потому что на все ваши доводы ответ будет один: “Я этого не видел”.
Если не верить в Бога, невозможно понять, для чего существует не только мир вещей и планет, но и мир скорбей и страдания, мир любви и надежды. Мне, признаюсь, вообще непонятно, как могут жить на свете люди, сознательно отрицающие бытие Божие. Грустно, да что там грустно – страшно думать о том, что им не на что надеяться, нечего ждать, кроме старости, болезней и смерти, похожей на чёрную яму, на дне которой исчезает всё, что мы любили, всё, что нас радовало…
Не так давно на радио, где я раз в неделю беседую со слушателями, пришло письмо от одного из таких угрюмцев: “Чего вы всё радуетесь? Что у вас всё “с праздником” да “с праздником”? Работать надо, трудиться, бороться, а не праздновать!” Что мне ему сказать? Что он совершенно прав, когда говорит о труде и работе, но что он горестно заблуждается, когда считает, что трудиться и работать необходимо непременно стиснув зубы и прогнав улыбку со своего лица? Вот мы сегодня с вами опять празднуем и радуемся, исполняя завет апостола Павла (1.Фес.5.16), радуемся потому, что Бог в очередной раз напоминает нам о том, что мир – не сирота, и мы с вами – не сироты! Даже если бы все вокруг вдруг разом разлюбили и бросили нас, Бог нас не бросит! Что сказать миру, погрязшему в умствованиях, что сказать миру, который предпочитает представлять себе Бога как некую “отвлечённую идею” или – уж и не знаешь, что хуже – как некий “Мыслящий студень”? Мы, христиане, можем сказать на это только одно: мы – знаем нашего Бога как любящего Отца, Который для того, чтобы мы не отчаялись в самих себе, в своих бесконечных и безуспешных усилиях стать лучше, благоволил вместиться в утробу Девы Пресвятой Богородицы и Сам стал человеком, Сам принял на Себя немощную человеческую плоть?
Вспомните, неделю назад мы с вами читали этот евангельский текст: “Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил” (Лк.7.41-43). И мы ведь тоже не имели, чем заплатить за жизнь, за бытие, за то, что мы, несмотря ни на что, всё-таки способны отвечать на улыбку улыбкой. Вот в чём суть: мы не имеем, чем заплатить, а нам прощают наш долг! Как же нам после этого не радоваться?
Как же нам не ликовать сегодня, если мы знаем, что Сам Бог плачет о таком же простом человеке, как мы, как каждый из нас, – о Лазаре, узнав, что Лазарь, друг Его, умер?
Да, очень может быть и даже скорее всего, что нам не удастся прожить жизнь так, как прожил её Лазарь, удостоившийся чести быть другом Божиим, или так, как прожила её праведная Тавифа, о которой плакало множество облагодетельствованных ею женщин (Деян.9.39). Да, нам не удастся прожить так, но благодать Святого Духа, полученная нами в Таинстве Миропомазания, даёт нам силы верить в то, что и о нас, грешных и маловерных, заплачет наш Бог, что и для нас, для каждого из нас, найдётся у Него сочувствие и прощение, раз уж, всё зная и о слабости человеческой, и о человеческом коварстве, Он благоволил отменить законы природы и “во утробу вселися Девичу”!
Пусть теперь все, кто хочет, верят в “отвлечённую идею”, в “Сверхцивилизацию”, в “Мировой разум” и даже в “Мыслящий студень”! Пусть теперь, если хотят, утешаются надеждой на переселение души из кошки в мышку и обратно. Пусть упрямо и сосредоточенно “отрабатывают свою карму”, – исполать им! Мы же, христиане, будем сегодня праздновать и радоваться, потому что Бог для нас и ради нас стал Человеком. Будем праздновать и ликовать, потому что Бог жалеет нас в нашей, такой нелепой, такой непутёвой земной жизни. Так жалеет, что плачет о нас, грешных! Потому что наш Бог – любит нас. И как же Ему не любить, когда по самой Своей природе Он есть Любовь! Аминь.
7 апреля 2001 г.
Священник Сергий Ганьковский
07.04.2001
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.