Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ВОЙДИТЕ ВСЕ В РАДОСТЬ ГОСПОДА СВОЕГО."


Пасха

Деяния, гл. 1, ст. 1-8

   1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
   2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
   3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
   4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
   5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
   6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
   7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
   8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

От Иоанна, гл. 1, ст. 1-17

   1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
   2 Оно было в начале у Бога.
   3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
   4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
   5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
   6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
   7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
   8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
   9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
   10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
   11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
   12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
   13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
   14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
   15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
   16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
   17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

ВОЙДИТЕ ВСЕ В РАДОСТЬ ГОСПОДА СВОЕГО.

Пасха Христова.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе!

Тот, чьё Благовествование мы читали сегодня, когда ночной мрак пронзил первый луч, воссиявший из Гроба, – апостол Любви Иоанн Богослов, написал однажды своим духовным детям удивительные слова, полные надежды и утешения: “В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви” (1.Ин.4.18). Ему, юнейшему из апостолов, под конец долгой и многотрудной жизни Бог дал узнать то, что и нам, грешным, приоткрывается в пасхальную ночь: Бог есть Любовь, Бог есть Свет и “свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Ин.1.5).

Да, недолгое время, да, – по грехам нашим – на короткий срок, и всё же к каждому из нас приходит это удивительное чувство полёта, чувство ликующей радости. То самое чувство, которое заставило некогда косноязычных и дрожащих галилейских рыбаков умиляться от жалости и любви к своим гонителям, к тем, про которых в Деяниях апостольских написано, что, “слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали… зубами” (Деян.7.54). Именно это чувство заставляло учеников Христовых умиляться и любить ненавидящих!

И нас сегодня, так же, как когда-то их, охватывает радостное чувство, что Бог – с нами! И эта простая мысль не пугает, не приводит в ужас, не наполняет, как обычно, скорбными воспоминаниями о бесконечных грехах, разделяющих нашу немощь и Его Святыню. Бог с нами, но мы не трепещем от ужаса, а радуемся! Бог с нами, а мы, в полном соответствии со Словом Иоанна Златоуста, который через тысячелетия сегодня буквально прокричал нам, своим духовным чадам: “Никто пусть не оплакивает грехов своих, потому что прощение воссияло из гроба!”, – мы, легко соглашаясь с блаженным Константинопольским Святителем, радуемся и ликуем, забыв про страх! И не печалимся, и не оплакиваем, не унываем и не скорбим, потому что на самом деле “прощение воссияло из гроба”! Потому что воистину воскрес Христос!

Жизнь наша, полная обид и разочарований, жизнь наша, которую философ (В.С. Соловьёв) безжалостно определил как “постоянную смену тяжёлого труда и гнетущей скуки, с одной стороны, и исчезающих иллюзий – с другой”, – эта жизнь сказочным образом кажется нам сейчас осмысленной и радостной. А вечные спутники нашего скорбного бытия, болезни и несчастья, вдруг представляются такими мелкими и ничтожными и, уж во всяком случае, не стоящими того, чтобы даже вспоминать о них сегодня. И всё потому, что воистину воскрес Христос!

А страхи наши! Наши бесконечные и изматывающие страхи болезней, скорбей и бед, те самые, о которых апостол писал в послании к Коринфянам, что они – везде: “в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе” (2.Кор.11.26,27). Разве мы не могли бы подписаться под каждым этим словом, да ещё и своего прибавить не мало? Но сегодня наши обычные изнуряющие страхи не властны над нами. Сегодня, по слову Иоанна Златоуста, “никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас Спасова смерть”! А если не страшна сама смерть, попранная и побеждённая Распятым, кто и что может устрашить нас?

Как же бояться теперь, когда, как ни старайся, не умрёшь? Как же дрожать от страха, провидя печальные события, когда побеждено самое неумолимое, самое богопротивное, что есть на земле, – сама смерть?! Кого теперь бояться нам, чадам Христовым, когда воистину воскрес Христос?!

Мы с вами, верующие в воскресение Христово, должны были бы быть самыми ликующими, самыми счастливыми людьми на свете! Мы должны были бы стать той самой закваской радости, которая всколыхнула бы и осчастливила весь мир, наполняя его торжествующими улыбками победителей. И не просто победителей другого народа или другой идеологии, а победителей смерти!

Ангелы благовестили женам-мироносицам потрясающую новость о воскресшем Христе. Дрожащие от страха женщины поведали эту звенящую радостью истину апостолам. Некогда слабые и совсем не книжные галилейские рыбаки понесли Благую Весть о Воскресении по миру, приводя в изумление повидавших виды римских легионеров, на глазах у которых они с улыбкой радости восходили на крест и благословляли убивающих их. Через бесчисленные поколения потрясённых радостью Воскресения христиан эта истина о воскресшем Христе дошла и до нас.

И нам теперь осталось постараться сделать так, чтобы это чувство счастья не оставило нас до конца. Нам осталось постараться, чтобы, когда мы уйдём в Вечность, здесь на Земле эта радость не пресеклась, и новые поколения людей, узнавшие её от нас, говорили друг другу, смеясь и ликуя: «Христос Воскресе!» Аминь.

15 апреля 2001 г.

Священник Сергий Ганьковский

15.04.2001


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.