Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
27.12.1998
24.12.2000
30.12.2001
29.12.2002
28.12.2003
26.12.2004
25.12.2005
26.12.2010
Неделя 28 по Пятидесятнице, святых праотец.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
На заре человеческой истории, когда после великого потопа потомки праведного Ноя расселились по лицу всей земли, пришло им на ум горделивое и вполне безумное соображение – поставить самим себе памятник: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт.11.4). В этом страстном желании сделать себе имя ясно проявилась вся богоборческая сущность тех, кто совсем ещё недавно – всего поколение назад – был чудесно спасён милосердием Божиим от губительных вод потопа. Спасён не по причине их собственных призрачных достоинств, а из-за глубокого и всецелого смирения праведника Ноя, «проповедника правды» (2.Пет.2.5), который «ходил перед Богом» (Быт.6.9), то есть всю свою долгую жизнь все дела свои и поступки совершал, сообразуясь с благой волей Всевышнего.
Потомки Ноевы, вместо того чтобы следовать путями его, уклонились в гордое противление Творцу, озаботились суетными попечениями и, «познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному… и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте» (Рим.1.21-24). А чтобы остановить задуманное ими созидание храма самим себе, Господь смешал язык их, «так чтобы один не понимал речи другого» (Быт.11.7).
С тех давних времён род человеческий разделяется всякий раз, когда вопреки заповеданному «ищет своего», а не правды Божией, радеет о временном, позабыв о вечном, и, осуетившись «в умствованиях своих», прямо пренебрегает гласом Божиим, тщетно зовущим его на пир веры. Так, одного вихрь страстей уносит «смотреть землю», другого – испытывать «пять пар волов» (Лк.14.19), третий увлекается радостными хлопотами медового месяца. Отныне – что общего между ними? Что делает их единым народом Божиим? Как примирить несопоставимую разницу их интересов? Как им, говорящим пока ещё на одном наречии, понять друг друга, когда то, что могло бы объединить их, – радостная вечеря Господня – отвергнута и отброшена каждым из них для дел частных и личных? Остаётся воздвигнуть памятник былому единству – башню, достигающую небес: смотрите, потомки, и трепещите, ибо мы были великим народом! Да, были когда-то… а ныне отказались от высокого призвания своего, потому что «тут магнит попритягательней»! Тут страсти земные, привычные, тут плод, приятный для глаз и вожделенный (Быт.3.6). «Древний змей» (Быт.3.1) от сотворения мира не отличается разнообразием соблазнительных предложений, да ведь и мы с вами не больно-то привередливы: едим, что дают!
Воистину великим народ становится вовсе не тогда, когда объединяется в погоне за материальным процветанием, когда предметом его национальной гордости становятся пресловутые «пять пар волов» или необъятные просторы земли, которую вовек не обскачешь и не осмотришь, – всё это не что иное, как то самое идолослужение, за которое, по слову апостола, «гнев Божий грядет на сынов противления» (Кол.3.6). Эти «сыны противления» бегут от настигающего их зова Господня, как некогда бежал согрешивший Адам «от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт.3.8), бегут, кто надмеваясь «своей» землёй, кто гордясь «своими» волами, кто очаровываясь утехами брака. Бегут они, в сущности, от единства в Боге к разделённости в грехе. Бегут от благого ига Христова (Мф.11.30) к духовной шизофрении греховной свободы.
Не потому ли и мы, народ Божий, так часто не понимаем друг друга, что хоть и числимся формально едиными в нашем призвании на вечерю Господню, однако более всего обеспокоены кто волами своими, кто – землёю, а кто – женитьбой? Не потому ли нам так трудно молиться вместе, что каждого из нас влечёт в свою сторону собственный интерес, а общего у нас осталось лишь желание сделать себе имя, то есть желание казаться, а не быть чадами Христовыми?
А между тем, стоит только нам позабыть о частных своих интересах, стоит только собраться во имя Христово, оставив за порогом храма и землю, и волов, и попечения житейские, как произойдёт самое главное чудо Церкви Христовой – Святая Евхаристия, та самая Вечеря Господня, на которую из года в год, изо дня в день зовёт нас наш Спаситель. Аминь.
28 декабря 2003 г.
Священник Сергий Ганьковский
28.12.2003
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.