Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "Проповедь от 26.12.2010"


Неделя святых праотец

Колоссянам, гл. 3, ст. 4-11

   4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
   5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
   6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
   7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
   8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
   9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
   10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
   11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

От Луки, гл. 14, ст. 16-24

   16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
   17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
   18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
   19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
   20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
   21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
   22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
   23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
   24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Неделя святых праотец
Проповеди священника Сергия Ганьковского
  1. МНОГО ЗВАНЫХ, НО МАЛО ИЗБРАННЫХ.

    27.12.1998

  2. ПРИИДИТЕ КО МНЕ…

    24.12.2000

  3. «ИМЕЙ МЯ ОТРЕЧЕНА».

    30.12.2001

  4. ЧТОБЫ НАПОЛНИЛСЯ ДОМ…

    29.12.2002

  5. РАЗДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВ.

    28.12.2003

  6. ЗОВУЩИЕ.

    26.12.2004

  7. ОЧАРОВАННЫЕ ВОЛАМИ.

    25.12.2005

Проповеди священника Глеба Козлова
  1. Проповедь от 26.12.2010

    26.12.2010

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Так ли уж пусты и неосновательны причины, побудившие званных отказаться от приглашения на ужин? Ведь у купившего землю могла быть нужда поскорее начать на ней какие-то работы, чтобы не упустить, например, время посева или полива; купивший волов мог торопиться испытать их в работе, дабы в случае их негодности иметь ещё возможность вернуть их скотоводу-хозяину. Ещё более извинительной, можно даже сказать - «законной», представляется причина третьего непришедшего, ведь сам Закон ветхозаветный освобождал молодожёна не только от исполнения общественных обязанностей, но и от участия в войне, говоря, что «и ничего не должно возлагать на него; пусть он остаётся свободен в доме своём в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял» (Втор.24.5).

Так что же плохого в полях, волах или свадьбах? Почему Бог, собирая званных на пир, гневается на непришедших по таким, казалось бы, уважительным причинам?

Часто толкователи этой притчи говорят, что она - о фарисеях, ведь Христос рассказывает её на обеде в доме «одного из начальников фарисейских» (Лк.14.1). При этом устроитель вечери в притче символизирует Бога-Отца, посылаемый Им раб, по смыслу речи - Сын Божий Иисус Христос, званные - богоизбранный народ вообще и фарисеи в частности. И когда званный Богом народ не идёт на пир, призываются новые гости. Призываются они в два раза: сначала из улиц и переулков собираются «нищие, увечные, хромые и слепые», то есть, по мысли толкователей, мытари и грешники, а затем, с дорог и из-под заборов - ещё ниже стоящие люди, то есть язычники.

И так комфортно думать, что сказана эта притча в предостережение далёким и безразличным нам фарисеям, а не нам. Но Евангелие - Благая весть всем людям, Бог зовёт на Свою вечерю и нас тоже, мы тоже в числе званных, призванных. И поскольку «Бог есть Любовь» (1Ин.4.8), то - призванных к любви к Богу и ближнему.

Но вот наступает лето, на огороде приходит время посева или полива и пустеют храмы. Вот покупаем мы современных волов - автомобиль - и уже невыносим нам водитель другой машины, не уступивший нам дорогу, и, как не без горькой иронии заметил один внимательный христианин, «сел за руль - перестал быть христианином». Вот Бог даёт нам семью и мы либо не можем сохранить в ней мир, либо впадаем в противоположную крайность и заслоняемся ею от Бога. Однако, в той же главе Евангелия Спаситель говорит: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; ... Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14.26-33).

Другими словами, даже самое доброе в жизни, если ставится на место Бога, добрым быть перестаёт. Возможно, поэтому Бог по Своей милости к падшему и своевольному творению, к нам с вами, любя, ломает наши в кавычках «достижения», заслоняющие от нас Небо. В русском переводе сказано: «Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой» (Лк.14.23). В греческом тексте стоит слово (αναγκασον), означающее «принуди, заставь». Господь иногда забирает у нас то, что слишком уж нас сковывает.

Так что же - не надо заботиться о семье и пропитании? Надо, конечно, но важно не забывать, что человек сотворён не для них, а для вечности. Вечности с Богом, а через Него и, пожалуй только через Него, - с ближним, с семьёй, со всем миром. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6.33). А Царство, брачный пир, вечеря Господня уже предложены нам, мы уже позваны.

«Идите, ибо уже всё готово» (Лк.14.17)

Аминь.

Священник Глеб Козлов

26.12.2010


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.