Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "Проповедь от 26.01.2014"


Неделя по Богоявлении

Ефесянам, гл. 4, ст. 5-13

   7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
   8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
   9 А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
   10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
   11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
   12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
   13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

От Матфея, гл. 4, ст. 12-17

   12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
   13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
   14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
   15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
   16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
   17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Неделя по Богоявлении
Проповеди священника Сергия Ганьковского
  1. НАРОД, СИДЯЩИЙ ВО ТЬМЕ.

    23.01.2000

  2. СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ…

    21.01.2001

  3. ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

    20.01.2002

  4. МЕРА ДАРА ХРИСТОВА.

    26.01.2003

  5. БЛИЗОСТЬ ЦАРСТВА.

    23.01.2005

  6. ЭКСТРЕМАЛЫ.

    22.01.2006

Проповеди священника Глеба Козлова
  1. Проповедь от 23.01.2011

    23.01.2011

  2. Проповедь от 26.01.2014

    26.01.2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мтф.4.16-17).

Покайтесь — значит переменитесь. Покаяние — по-гречески — μετάνοια, «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление», т.е. речь не об инвентаризации грехов, не о «духовной бухгалтерии», а об обращении, обращённости всей своей воли, всех интересов, всей души своей от себя, от своего греха — к ближнему и Богу.

Если стрелок, допустив промах, а слово ἁμαρτία у древних греков значило не только грех, но и промах или ошибку, его также можно переводить и как непопадание в цель, и как изъян или болезнь; так вот, если этот промахнувшийся стрелок будет всю оставшуюся жизнь болезненно рассматривать дырку рядом с мишенью, он никогда не попадёт в цель, ведь для этого надо целиться и стрелять снова и снова, глядя в цель, а не «в дырку».

Таким образом, как бы странно это не прозвучало, борьба с грехом сама по себе не является целью христианской жизни. Цель же эта сформулирована Спасителем очень просто: «возлюби Господа Бога ... и ближнего твоего, как самого себя» (Мтф.22.37-39).

Ведь зачастую мы с готовностью признаёмся себе в целом списке формальных согрешений типа неполностью вычитанного правила или фарисейской погрешности в посте, не желая при этом заметить, что мы кого-то обидели, не простили, недолюбили. Как-будто не нам сказано: «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4.20).

Создатель творит мир по преизбытку любви и нас Он предназначает для той же цели — для любви к Богу и ближнему. И грех наш всегда — именно в отступлении от этого предназначения, в промахе мимо этой цели.

Иоанн Дамаскин говорил, что «грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)».

Однако, зная умом о поставленной нам цели, каждый из нас вместе с апостолом Павлом может воскликнуть: «не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю..., а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7.15-24). Мы неспособны сами победить этот «живущий в нас грех». Потому-то и «сидим мы в стране смертной», в стороне, добровольно от-странившись от Бога, от любви и радости, пребываем «в тени», затенёнными, закрытым от Света, закрывшимися, разглядывающими «дырки» своей души или сучки в глазу ближнего, а не Образ Божий в брате своём. И самим нам не выбраться. Потому-то и нужен нам Спаситель.

Но потому-то и нам, «сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». Бог предлагает нам, грешным и неготовым, Царство Небесное. Предлагает не по заслугам нашим, а по любви Своей. И чтобы войти туда, чтобы суметь принять этот дар, всего-то и надо перестать наконец заниматься только собой, а попытаться, не откладывая на понедельник (ведь Царство приблизилось к нам уже сейчас), искренне обратиться к ближнему и Богу, то есть — покаяться. Аминь.

Священник Глеб Козлов

26.01.2014


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.