Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ПОБЕЛЕВШИЕ НИВЫ."


Неделя 8 по Пасхе, День Святой Троицы, Пятидесятница

Деяния, гл. 2, ст. 1-11

   1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
   2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
   3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
   4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
   5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
   6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
   7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
   8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
   9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
   10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
   11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

От Иоанна, гл. 7, ст. 37-52; гл. 8, ст. 12

   37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
   38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
   39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
   40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
   41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
   42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
   43 Итак произошла о Нем распря в народе.
   44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
   45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
   46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
   47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
   48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
   49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.
   50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
   51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
   52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
...
   12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

ПОБЕЛЕВШИЕ НИВЫ.

День Святой Троицы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда в наших суровых северных широтах весна только-только начинает подходить к своему концу, и мы радуемся изумрудной зелени, первому по-настоящему летнему теплу, предвкушая благодатную радость «лета Господня» (Лк.4.19), там, на далёком юге, в Палестине, уже собрали урожай, побелевшие нивы уже сжаты, а начатки плодов земли в благодарность Богу принесены в Храм. Так повелось исстари: с давних дней и ещё при земной жизни Спасителя народ Божий украшал в день Пятидесятницы Иерусалимский Храм начатками плодов, которые Божьей благодатью и нелегким трудом человека производила земля. И так же как мы приносим в наши храмы первые плоды нашего северного лета в праздник Преображения Господня, так и они в день Пятидесятницы приносили Богу результаты своего труда.

Земля, говорят, – икона Неба. И плоды земных трудов могли бы быть образом, иконой духовного возрастания, того плодоношения души, которого от каждого из нас ожидает Бог. Ведь точно так же как Господь повелевает «солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5.45), так и дары Духа Святого не скрыты под спудом, и вновь и вновь к каждому человеку Спаситель обращается со словами благовестия: «…кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин.7.37,28). То есть обильны и чудесны должны быть плоды действия Духа Святого в душе каждого, кто приходит ко Христу, и, как утверждает апостол и евангелист Марк, верующих «будут сопровождать сии знамения: именем [Божиим] будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк.16.16-18).

Непреложны обетования Спасителя (Рим.11.29), неизменна Церковь Христова, родившаяся в духоносный день Пятидесятницы, но меняются времена, и остывают души: едва ли сегодня кто-нибудь называющий себя «верующим» решится выпить нечто «смертоносное». Страшно, да и грешно это – «искушать Господа Бога» (Мф.4.7) своего! Правда и то, что руки наши утратили способность исцелять недужных, и едва ли сыщется среди нас человек, способный уподобиться апостолу Петру, тень которого, скользнув по телам больных, возвращала им здоровье (Деян.5.15).

И всё же не оскудела окончательно нива Божья, потому что, как и тысячу лет назад, приносится на нашей земле Бескровная Жертва, совершается главное дело Церкви Христовой, которая возвращает заблудших чад своих на путь покаяния, домой, к Богу. Не беда, что не видны над нашими головами огненные языки, – мы-то знаем: только явно действующей благодатью Духа Святого все мы, здесь стоящие, «собираемся в Церковь» (1.Кор.11.18), становясь членами этого удивительного богочеловеческого организма, Тела Христова на земле. Нам ведомо, что самым поразительным чудом Божиим, тем чудом, которое постоянно у нас перед глазами, является наша собственная вера, наши собственные попытки жить по этой вере среди торжествующего безверия.

Однако и мы, грешные, подобно иудеям, «ищем чудес» и, подобно эллинам, взыскуем мудрости (1.Кор.1.22). По-прежнему нам нужны всё новые и новые подтверждения нашей веры, как будто мало их было за двухтысячелетнюю историю Церкви Христовой. Мы по-прежнему ждём очередного чуда, которое само собой исправит нашу жизнь, очистит душу от тяжкого похмелья страстей, ждём, забывая, что спасение нашей бессмертной души может быть достигнуто только подвигом, только тяжким каждодневным духовным трудом. И нам невдомёк, почему это Христос повелел исцелённым слепцам никому не говорить о том, что произошло с ними (Мф.9.30), и почему святые разных времён и народов, словно сговорившсь, тщательно скрывали свою способность творить чудеса.

Нет никаких сомнений в том, что плодоношение души должно бы совершаться в тишине и тайне, согласно заповеди Христовой: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6.3). Поэтому, чтобы не «превозноситься чрезвычайностью откровений» (2.Кор.12.7), не станем печалиться, что огненные языки не почиют на наших главах, не будем унывать оттого, что по грехам нашим лишились мы возможности врачевать недужных возложением рук и что иноземцы как не понимали, так и не понимают нас. Вспомним лучше, что дары Духа Святого – это, прежде всего, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5.22,23) и что мир, погибающий в тоске безверия, обратится ко Христу поражённый не удивительными «атмосферными» явлениями, не сполохами «небесного огня», на которые, как известно, горазд будет антихрист (Откр.13.13), а тем чудесным действием Духа Божия, когда в каждом из нас, христиан, явится ему «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1.Пет.3.4). Аминь.

23 июня 2002 г.

Священник Сергий Ганьковский

23.06.2002


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.