Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
07.06.1998
30.05.1999
18.06.2000
03.06.2001
23.06.2002
15.06.2003
30.05.2004
19.06.2005
11.06.2006
День Святой Троицы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Во время совершения Божественной литургии, пред тем, как приступить к самому таинственному, самому важному моменту священнодействия, Евхаристическому Канону, перед всенародным пением Символа веры литургисающие священнослужители обнимают друг друга со словами: «Христос посреди нас!»
Иной раз оторопь берёт оттого, насколько мы все разные, как непохожи мы все друг на друга и лицом, характером, и душевными качествами. Совсем как в сегодняшнем апостольском чтении: «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне» (Деян.2.9-11). Подобно людям, перечисленным в книге «Деяний», мы – разные, но все мы слышим – одно! У нас, как написано всё в тех же «Деяниях апостольских», «одно сердце и одна душа» (Деян.4.32)! И всё потому, что «Христос – посреди нас!»
Христос посреди нас, хотя вот уже десять дней прошло с тех пор, как «облако взяло Его из вида их» (Деян.1.9). Христос посреди нас, хотя вот уже две тысячи лет минуло с той поры, когда Он сказал Фоме: «…подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20.27). И вместе с Фомой, вместе со всею Церковью, мы, пребывающие в этих хранительных стенах «единодушно вместе» (Деян.2.1), «едиными усты и единым сердцем» возглашаем: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20.28).
Довольно было времени для того, чтобы усомниться и разочароваться. И что ж, надо прямо сказать: и сомневались, и разочаровывались! Довольно, казалось, было поводов для того, чтобы подумать вместе с нечестивцами: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» (Пс.93.7). И ведь в самом деле жили так, будто нет над нами Вечного Суда, будто и впрямь «живём однова»! И не то диво, что христианин грешит, а то диво, что он всякий раз вновь дерзает подняться! И происходит так не потому, что он такой мудрый и благочестивый, а потому, что «Христос посреди нас», потому что действует в Церкви благодатная сила Духа Святого, обетованного нашим Спасителем пред Его преславным Вознесением: «…ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня... вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1.4,8).
Свидетельство наше чрезвычайно просто, ибо это свидетельство об укрепляющем и преображающем слабых и неверных грешников действии Духа Святого там, «где двое или трое собраны во имя» (Мф.18.20) Божие. Воистину Христос посреди нас!
Можно объединиться во имя греховной страсти, и тогда это будет толпа. Можно собраться вместе ради вполне конкретной и вполне достижимой цели – получится коллектив. А можно стать единством во имя Божие, и тогда возникнет Церковь.
Церковь возникает из непредставимого, как кажется, соединения нищеты духовной, то есть слабости, податливости каждого человека греховному соблазну, и вдохновлённого Духом Святым непреодолимого стремления соблазнённого и падшего к чистоте, святости и правде. Кто не пробовал практически сочетать эти два разнонаправленных вектора духовной жизни в своей собственной судьбе, кто никогда не пытался каяться, тот едва ли сможет это понять. Тому невозможно на пальцах объяснить тайну Церкви, тот никогда не услышит людей Церкви, «нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян.2.11). Ему всё будет казаться, как это было и на заре христианства, что благовествующие Вечную Жизнь просто-напросто повредились рассудком или, в лучшем случае, «напились сладкого вина» (Деян.2.13).
Не нашими заслугами, не нашим разумом, но действующим в Церкви с великого дня Пятидесятницы Духом Святым дано каждому из верных осознать, какого рода жаждой томимы наши бессмертные души. Это не жажда земных наслаждений, это не желание бесскорбного жития. За долгую или короткую нашу жизнь мы успели понять, что такого рода жажда – неутолима. Жажда Церкви – это та самая жажда Истины, Добра и Красоты, про которую наш Спаситель напоминает нам сегодня: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7.37).
Поэтому изо дня в день, из года в год, из века в век такие разные, такие непохожие друг на друга люди «единодушно вместе» (Деян.2.1) «собираются в Церковь» (1.Кор.11.18), чтобы совместным молитвенным усилием побеждать «страх ненавистной розни мира сего», как заповедал нам великий светильник русской земли, преподобный Сергий Радонежский. Поэтому доныне совершается в Церкви Святая Евхаристия, и литургисающие иереи с верой и надеждой свидетельствуют и самим себе, и народу Божию: «Христос посреди нас». И покуда так будет, мир не погибнет! Аминь.
15 июня 2003 г.
Священник Сергий Ганьковский
15.06.2003
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.