Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "КАК ХРИСТОС ПРИНЯЛ НАС…"


Неделя 7 по Пятидесятнице

Римлянам, гл. 15, ст. 1-7

   1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
   2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
   3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
   4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
   5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
   6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
   7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

От Матфея, гл. 9, ст. 27-35

   27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
   28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
   29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
   30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
   31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
   32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
   33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
   34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
   35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

КАК ХРИСТОС ПРИНЯЛ НАС…

Неделя 7 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В апостольском послании мы слышали сегодня слова, которые обращены не только к его римским адресатам, но и к каждому из нас: «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим.15.7). Христос уже принял нас в славу Отца Своего, Христос уже открыл нам путь на Небо! Разве это не радость, разве не утешение, разве не благая весть?

Христос принял нас такими, какие мы есть: слепыми, хромыми, сухими, бесноватыми. Он, не гнушаясь нечистотой падшего человека, касается нашей осквернённой плоти, Он входит в нашу поруганную грехопадением судьбу не затем, чтобы осудить и наказать, «ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие» (Лк.9.56), а затем, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Мф.19.11).

И тем не менее, что бы ни говорило нам Евангелие, какие бы потрясающие примеры ни приводили нам жития святых, мы всё-таки по-прежнему уверены, что Царство Божие, что вечное блаженство даётся нам как бы в награду за хорошие поступки, в уплату за честно исполненный долг. Нам всё время кажется, что есть такие заслуги, есть такие добрые дела, такое примерное поведение, которое можно поставить рядом с тем блаженством, о котором апостол Павел некогда написал: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1.Кор.2.9). Мы, хоть и живём во времена новозаветные, подобно фарисеям всерьёз убеждены, что Царство Небесное не подарок, а заслуженная награда. И в этом смысле, в смысле угрюмого законничества, мы так похожи на тот ветхий Израиль, о котором первомученик архидиакон Стефан перед своим смертным часом сказал: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами» (Деян.7.51).

Недаром евангелист Матфей указывает нам сегодня на то, что «народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф.9.33). И в самом деле, в Израиле Ветхого Завета, там, где торжествовал Закон, где неукоснительно соблюдалось правило равного и справедливого мздовоздаяния – «перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (Лев.24.20), в этом Израиле исцеление слепцов «за просто так» было немыслимо. Вспомним хотя бы евангельский эпизод исцеления слепорождённого. Ученики Христовы убеждены, что столь тяжкий недуг – определённо наказание за грех. Они сомневаются только в опознании виноватого: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9.2) Им, будущим апостолам, пока ещё трудно вместить слова Иисуса, Который ответил им так, что и тут впору было вспомнить о том, что «никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф.9.33). Ибо Он ответил им прежде небывалым: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9.3).

Бог Ветхого Завета, «ревнитель и мститель» (Наум.1.2), стал Богом «терпения и утешения» (Рим.15.5) Завета Нового. И не потому, что Вечный и Святой вдруг изменился, а потому, что окаменевшим сердцам народа Божия открылась прежде непостижимая их сознанию правда о Творце, ставшем Спасителем, о Боге, сделавшемся Человеком, то есть принявшем на Себя не только «образ раба» (Флп.2.7), но и совершившем то, о чём писал своим духовным чадам апостол Пётр: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1.Пет.2.24).

Прошли времена, когда народ Божий пытался вести со своим Господом тонкие расчёты. Пришли новые времена, когда неумолимая логика Закона сменилась логикой любви, в силу которой «будут первые последними, и последние первыми» (Мф.19.30). Как точно сказано в Евангелии от Луки: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк.16.16,17).

С «сего времени», с того времени, «как Христос принял нас», то есть «взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф.8.17), «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим.3.20), и одно только остаётся верным ученикам Христовым: не усчитывать свои заслуги, не рассчитывать на свои силы, но неустанно и неотступно, подобно двум Галилейским слепцам, взывать к Богу своему: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф.9.27). Ибо Сам Он обещал каждому из нас: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7.7,8). Аминь.

7 августа 2005 г.

Священник Сергий Ганьковский

07.08.2005


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.