Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ПРОЩАЮТСЯ ТЕБЕ ГРЕХИ ТВОИ..."


Неделя 6 по Пятидесятнице

Римлянам, гл. 12, ст. 6-14

   6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
   7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, -- в учении;
   8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
   9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
   10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
   11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
   12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
   13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
   14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

От Матфея, гл. 9, ст. 1-8

   1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
   2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
   3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
   4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
   5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
   6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, -- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
   7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
   8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

ПРОЩАЮТСЯ ТЕБЕ ГРЕХИ ТВОИ...

Неделя 6 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Конечно же, легче сказать человеку: “Стань здоровым, возьми одр твой и иди”. Во всяком случае, нам бы так хотелось. Нам бы хотелось, чтобы счастье, удача, здоровье – всё то, к чему только и стремятся наша душа и наше тело, досталось нам легко и просто, как когда-то досталась нам сама жизнь наша. Даром – и безо всяких усилий с нашей стороны. Кто и когда пожелает самому себе и своим близким и любимым скорби, испытания, болезни? Кто и когда скажет Господу: “Испытай меня, дай мне Крест”? Самая мысль о такой просьбе мало того, что ужасает, она по существу своему греховна, потому что несмиренна и горделива. Да и Сам Господь в молитве, которой Он научил Своих учеников, прямо говорит нам: “Молитесь же так: ...не введи нас во искушение...” Не введи во искушение... Значит, не дай испытания не по силам или, ещё точнее, не испытывай, потому что я испытания по моей слабости не выдержу!

Но это смиренное исповедание собственной слабости не исключает, конечно, и другого. Оно не исключает убеждённости христиан в том, что всем им надлежит прилагать немалые усилия для того, чтобы превратиться из расслабленных, рыхлых и немощных в мужественных, твёрдых волей, дерзновенных сынов Царства Божия. Для того, чтобы нам стать такими, Бог даёт нам усовершенствовать, закалить свою душу в испытаниях и скорбях.

Зачем человеку болезнь и страдание? Бог ни болезни, ни страдания не творил. Но Он и болезнь, и любую скорбь, и всякое страдание, возникающее в нашей жизни вовсе не потому, что Бог их послал, а потому, что болезнь, скорбь и страдание – неизбежные спутники нашего падения, нашего греха, так вот даже их милосердный Бог обращает нам на духовную пользу. Таким образом, даже зло в том мире, который Бог любит, Его милосердием и состраданием служит в конечном итоге добру – спасению души падшего человека. Об этом пишет апостол Павел: “А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать” (Рим.5.20).

Потому и болезни, и скорби, и даже падения наши, коль скоро они послужат умножению покаянной скорби в наших душах, могут, при благодатной помощи Божией, стать началом, отправной точкой нашего пути в Царство Божие.

Вот почему Господь, вместо того чтобы сказать расслабленному: «Встань, возьми одр твой и иди в дом твой», говорит ему неожиданное: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Человек просит об исцелении, а Спаситель отвечает на его просьбу напоминанием о грехах.

Именно так всё и происходит в нашей жизни. Мы, если быть честными, на самом-то деле мечтаем о вечной молодости и о вечном здоровье отнюдь не на Небе, а на этой вот грешной земле. Нам на самом-то деле подавай счастье и покой здесь и сейчас. А наш Спаситель влечёт нас в какие-то заоблачные выси. Нам хочется дома посидеть, в своём тихом пыльном углу, а нам говорят: “Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день, и ночь, и день и ночь!” Нам всё кажется, что наша падшесть, наша греховность в том и проявляются, что мы врём и завидуем непрерывно, а на самом деле глубинный и горестный наш разрыв с Богом заключается в том, что мы алчем и жаждем земного, а Господь уготовал нам Небо.

“Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления” (1Кор.15.50), – говорит нам апостол Павел. И означает это только одно: всё бы изменилось в нашей жизни, если бы мы хоть малую долю тех усилий, которые полагаем на оздоровление и украшение тела, направили бы на покаяние, на оживление своей погибающей души.

Расслабленный молил Христа об исцелении, а получил прощение грехов. Давайте же и мы, наученные сегодняшним Евангелием, постараемся обращать свое внимание на то, о чём мы просим Господа. Давайте не будем забывать, что тело всё равно истлеет, тогда как душа пребывает вовеки. Давайте попытаемся научиться молиться о главном и просить вечного. Тогда, быть может, и нам прозвучит Слово Божие: “Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои”. Аминь.

19 июля 1998 г.

Священник Сергий Ганьковский

19.07.1998


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.