Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "Проповедь от 20.03.2011"


Неделя 2 Великого поста, святителя Григория Паламы

Евреям, гл. 1, ст. 10 - гл. 2, ст. 3

   10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса -- дело рук Твоих;
   11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
   12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
   13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
   14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
   1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
   2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
   3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,

От Марка, гл. 2, ст. 1-12

   1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
   2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
   3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
   4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
   5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
   6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
   7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
   8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
   9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
   10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, -- говорит расслабленному:
   11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
   12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Могут ли прощаться грехи одного по вере другого? Может ли результатом литургии быть испорченная крыша?

Литургия — в переводе с греческого - «соработничество, содействие, общее дело», — это главное богослужение христиан. Богослужение не только как некая последовательность молитв и песнопений, но и как вообще соработничество Богу, служение Ему своей жизнью.

Четверо друзей испортили крышу потому, что верили в способность Иисуса помочь страждущему. Верили так, что пренебрегли своими делами и тяготами пути, пренебрегли нормами приличия и прервали речь Учителя, пренебрегли, наконец, неминуемыми и, вероятно, неприятными объяснениями с домохозяином, имущество которого они разрушили ради спасения дорогого им человека.

«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк.2.5). Приносят больного физически, а Спаситель прощает грехи, ради «веры их», и лишь в доказательство уже свершившегося чуда исцеляет и телесно. Расслабленный исцеляется духовно, становится цельным, целым, неповреждённым ради веры и любви друзей своих, а телесное исцеление совершается Иисусом, быть может, ради тех самых сомневающихся книжников, которые хоть и обвиняли в сердцах своих Господа в богохульстве, всё же не были оставлены Его промышлением и заботой. Выходит, и крыша дома и даже здоровье вторичны по отношению к деятельной волевой вере. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6.33) — говорит Господь.

Думается, что бесхитростная вера принесших к Иисусу своего друга потому и освобождает принесённого от грехов, что вера тут — не только внутреннее убеждение, но последовательно и даже безоглядно, невзирая на «приличия» и «последствия», реализуемое действие, со-действие, забывающее о себе ради ближнего. Вера тут от любви, которая «не ищет своего, … всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13.5-7).

Литургия — это содействие Бога с расслабленным, который ведь тоже не пассивно принимает дары Иисуса и своих благотворителей, но посильно и с готовностью соработает им, ведь по слову Спасителя он «тотчас встал и, взяв постель, вышел», и, конечно, соработничество, сотрудничество четверых друзей, взявших на себя подвиг нести немощи ближнего.

Прощена порча кровли и прощены грехи потому, быть может, что друзья единодушно верили не только в способность Иисуса помочь близкому им человеку, но и в любовь. Прощающую, милующую и исцеляющую любовь как хозяина дома, так и Того, Кто Сам и есть Любовь.

Аминь.

Священник Глеб Козлов

20.03.2011


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.