Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
13.12.1998
12.12.1999
10.12.2000
09.12.2001
08.12.2002
07.12.2003
12.12.2004
11.12.2005
12.12.2010
Неделя 25 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк.4.18). Этими стихами из книги пророка Исаии началось общественное служение Господа нашего Иисуса Христа. Эти слова, прочитанные Спасителем в синагоге Назарета, пророчески предуказали славу и трагедию подвига Сына Человеческого, Который пришёл в этот скорбный мир не для того, «чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20.28).
Казалось, этот подвиг не может в ответ вызывать ничего, кроме сочувствия. И весь путь нашего Господа по Святой Земле должен был бы быть усыпан цветами благодарности и омыт слезами умиления. И действительно, в первые мгновения так и случилось: «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Лк.4.22). Однако уже через несколько минут изумление сменилось злобой: «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк.4.28,29).
Короток был путь от ликующих криков «Осанна!» до яростных воплей «Распни Его!». Воистину: от любви до ненависти – один шаг! И, конечно же, это не свидетельство о противоречивости и двойственности природы Сына Божия, потому что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1.Ин.1.5). Эта ошеломительная переменчивость свидетельствует о том, что Сын Божий «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1.11), потому что «свои» оказались недостойны свободы, «которую даровал нам Христос» (Гал.5.1). Удушливое рабство греху, скорченность, согбенность под гнётом страстей роднее и привычнее детям падшего Адама, чем следование призыву апостола Павла: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал.5.12).
Как это ни странно, но угождать плоти – привычнее. Как это ни удивительно, но смириться с собственным рабством греху – проще, чем бороться с ним, устремляясь к святости, к Истине, Добру и Красоте.
Как бороться, когда тебя «связал сатана вот уже восемнадцать лет» (Лк.13.16) и за все эти восемнадцать лет ни разу не блеснул даже огонёк надежды? Как бороться с самим собой, со своей мучительной скованностью, со своей погибельной связанностью грехом, когда вокруг тебя сотни других людей, ничем не лучших тебя, наслаждаются жизнью, здоровьем, видимой свободой от страстей? Может быть, правда, не от всех, но во всяком случае от тех, которые так страшно, так неотступно мучают тебя вот уже восемнадцать лет! Легко им говорить: «Не ленись! Борись с собою, разогнись, наконец!» Попробовали бы сами!
Это угнетающее насилие греха заставляет человека безмолвствовать, даже когда Спаситель рядом. Хотя, казалось бы, когда и кричать, когда и взывать молитвенно к Богу, как не в минуты близости к Сыну Человеческому. Ведь столько людей уже обращались к Нему, столько уст просили: «…помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф.9.27), – просили и получили просимое!
А вот «женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи» (Лк.13.11), ни о чём не просит Христа. Может быть, потому, что знает: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6.12). И не то беда, что страдает тело, но то беда, что погибает душа. Она молчит, может быть, потому, что помнит завет Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6.33). Вот она и ищет «правды Царства», смиренно полагая, что «претерпевший до конца спасется» (Мф.10.22). Вот она и терпит безропотно скорби телесные, чтобы в будущем веке не лишиться награды своей.
Всякий спасается так, как даёт ему Христос: один кричит что есть силы, другой смиренно и молча ждёт Божьего Суда. Одна – заботится и суетится «о многом», другая – «избрала благую часть» (Лк.10.41,42) и в безмолвии сидит у ног Христовых. Один, исполняя завет Спасителя, идёт и раздаёт имение своё нищим, чтобы «иметь сокровище на небесах» (Мф.19.21), другой – приобретает «себе друзей богатством неправедным» (Лк.16.9), чтобы, по слову Христову, быть принятым в вечные обители.
Различны пути к спасению, одно только важно помнить: не своими силами, не своими достоинствами оправдаемся мы на Суде Господнем, но той силою, о которой напоминает нам сегодня апостол Павел: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф.6.10). Попомним при этом, что сила Божия «совершается в немощи» (2.Кор.12.9), что Господь наш не войсковой операцией победил врагов Своих, ибо «наша брань не против крови и плоти» (Еф.6.12), Он победил мир, покорно простерши руки Свои на Кресте! Поэтому не будем и мы отчаиваться в нашем спасении! Не станем унывать в безнадёжной, как кажется нам иногда, борьбе со страстями! Раз уж Господь словом Своим исцелил женщину, восемнадцать лет имевшую духа немощи, значит, и для нас грешных не всё потеряно, значит, и нам возможно будет «противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф.6.13). Аминь.
12 декабря 2004 г.
Священник Сергий Ганьковский
12.12.2004
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.