Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ИЗБРАННЫЕ."


Неделя 1 Великого поста, торжество Православия

Евреям, гл. 11, ст. 24-26, 32 - гл. 12, ст. 2

   24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
   25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
   26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
...
   32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
   33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
   34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
   35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
   36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
   37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
   38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
   39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
   40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
   1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
   2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

От Иоанна, гл. 1, ст. 43-51

   43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
   44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
   45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
   46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
   47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
   48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
   49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
   50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
   51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому
Неделя 1 Великого поста, торжество Православия
Проповеди священника Сергия Ганьковского
  1. ИЗБРАННЫЕ.

    20.03.2005

  2. «СВОЙ – ЧУЖОЙ».

    12.03.2006

  3. БУДЬТЕ КАК ДЕТИ.

    28.02.1999

  4. СИЛА БОЖИЯ В НЕМОЩИ СОВЕРШАЕТСЯ.

    19.03.2000

  5. ПОЙДИ И ПОСМОТРИ.

    04.03.2001

  6. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ.

    24.03.2002

  7. ЦАРСТВА ПОБЕЖДАЮЩИЕ

    16.03.2003

  8. «ИДИ ЗА МНОЙ».

    29.02.2004

Проповеди священника Глеба Козлова
  1. Проповедь от 13.03.2011

    13.03.2011

  2. Проповедь от 04.03.2012

    04.03.2012

Неделя 1 Великого Поста, Торжество православия.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Каким образом каждый из нас стал православным? Неужели после долгих и трудных раздумий? Неужели и вправду сидели, думали, книжки читали, прикидывали и сравнивали? И вот так, прикидывая и раздумывая, сравнивая и сопоставляя, однажды, на каком-то изгибе сомневающейся мысли, пришли к несокрушимому выводу об истинности нашего выбора? Неужели и вправду Церковь наша стоит до сей поры только оттого, что мы – такие умные и проницательные?

Да нет, конечно! Падший потомок Адама настолько удоборасположен ко греху, что сам способен избрать только то, что однажды и навсегда выбрал его скорбный праотец: смертоносную сладость запретного плода! Наш Бог знает об этом и потому не оставляет нас абсолютно свободными. Он не оставляет нас наедине со своей собственной изувеченной похотями душой, наедине с Его и нашим супостатом, который облёк грешного человека «в раздранную ризу, юже истка мне змий советом», как сокрушённо возглашали мы на прошедшей седмице, читая Канон преподобного Андрея Критского. Бог ограничивает нашу абсолютную свободу дарованием нам способности верить.

Ограничивая абсолютную свободу человека Своим сокровенным и таинственно постигаемым присутствием в мире, наш Бог не оставляет человека без защиты, даже когда сам человек эту любовную защиту Божию отвергает, даже когда он знать ничего не хочет о своём вечном и верном Помощнике и Покровителе. Поэтому Господь и говорит Своим апостолам, а вместе с ними и каждому из нас: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин.15.16). Бог избирает человека так же, как Господь избрал Нафанаила, этого верного сына Израиля, «в котором нет лукавства» (Ин.1.47). Бог избрал его именно в тот момент, когда он простодушно усомнился в благовестии друга своего Филиппа: «…из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1.46). Так Бог избирает всякого верующего, награждая его нечаянной радостью веры православной и не очень при этом спрашивая, хочет тот того или нет…

И вот теперь православие воистину торжествует в душе каждого из нас, хоть мы сами, может быть, ничем и не заслужили этого. Разве это про нас говорил сегодня апостол, разве это мы «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр.11.33,34)? Разве это нас, нестойких в вере и слабых в подвиге, «весь мир не был достоин» (Евр.11.38)? Где там! И однако, это именно ради нас, таких слабых и неверных, были принесены эти жертвы, это именно ради нас, «зде ныне предстоящих и молящихся», были совершены эти подвиги, «потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр.11.40). Лучшие люди человечества, «все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного» (Евр.11.39), для того чтобы мы с вами, христиане последних времён, принесли «достойный плод покаяния» (Мф.3.8), для того чтобы и мы с вами смогли когда-нибудь увидеть «небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1.51).

На дар веры человек может ответить только одним – доверием. Ибо «не мерою дает Бог Духа» (Ин.3.34), но так же как «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5.45), – ровно так же и всем нам даёт Он дивный дар веры, ошеломляющее «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11.1). Нужно только принять его и довериться ему.

Это только кажется, что легко принять то, что даёт нам Бог. Чтобы вера состоялось, чтобы православие воистину восторжествовало в душе грешного человека, мало просто объявить себя православным. Мало нацепить на себя нательный крест. Мало к месту и не к месту осенять себя крестным знамением. Мало даже поститься Великим постом! Для того чтобы стать православным, необходимо так довериться Христу, как это сделал апостол Филипп, который в ответ на призыв Божий: «Иди за Мною» (Ин.1.43), не только сам пошёл, но решимостью своей, глубоким и радостным доверием своим увлёк и друга своего Нафанаила, ответив ему на все его сомнения и опасения чётко и незатейливо, но так убедительно, что до сих пор мороз по коже продирает от этих простых и ясных слов: «…пойди и посмотри» (Ин.1.46)!

Доверься своему Богу, человек! «Пойди и посмотри» туда, куда зовёт тебя твоя душа-христианка, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия». Аминь.

20 марта 2005 г.

Священник Сергий Ганьковский

20.03.2005


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.