Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "НЕ ОЖИДАЯ НИЧЕГО…"


Неделя 19 по Пятидесятнице

2 Коринфянам, гл. 11, ст. 31 - гл. 12, ст. 9

   31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
   32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
   1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
   2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли -- не знаю, вне ли тела -- не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
   3 И знаю о таком человеке (только не знаю -- в теле, или вне тела: Бог знает),
   4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
   5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
   6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
   7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
   8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
   9 Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

От Луки, гл. 6, ст. 31-36

   31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
   32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
   33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
   34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
   35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
   36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Неделя 19 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Легко ответить на вопрос: “Чего ты ждёшь от Бога?” Я думаю, у каждого из нас готов список желаний, нужд и просьб. И нельзя сказать, что просьбы эти какие-то уж очень необычные, чрезвычайные. Нет, чаще всего всё просто – здоровье, безопасность, мир себе и своим детям, уверенность в будущем. Ну, чего ещё? Денег? Да нет, пожалуй. Мы все не первый день живём на свете и знаем, что этого добра всегда не хватает, сколько ни имей. Гораздо важнее для каждого из нас – если, конечно, задуматься о жизни серьёзно – то, чего ни за какие деньги не купишь. Какие деньги заплатить и кому за то, чтобы в семье был мир, чтобы дети уважали старших, чтобы обида не сжигала сердце, чтобы любимая не бросила, чтобы друг не предал, чтобы наконец меня самого простили и помнили чтобы не злом, а добром? Нет, денег, пожалуй, мы у Бога просить не будем. Царь Соломон, например, попросил у Бога мудрости – затем, чтобы суметь изменить то в своей жизни, что изменить можно, чтобы попытаться смириться с тем, чего изменить нельзя, и чтобы научиться различать первое и второе.

Как ни прикидывай, а список наших просьб выходит не коротким.

Также нетрудно сформулировать список того, чего мы ждём от людей: от соседей, от детей, от представителей власти, от коммунальных служб, от священников, наконец. Не так давно один горожанин прямо так в городской газете и заявил: “Если бы я был священником, тогда…” В общем, как говорится в известной поговорке, – чужую беду руками разведу.

А вот давайте спросим себя: “А чего Бог хочет от нас?” И многие, если не все, почти не задумываясь, ответят: “Любви, святости, доверия”. И это правда. В ответ на вопрос некоего юноши: “Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?” – Господь в конечном итоге отвечает: “Люби!” Люби ближнего, как самого себя, люби Бога всем помышлением и всею душою и следуй за Мною, взяв Крест. А сегодня евангелист Лука доносит до нашего сознания слова Спасителя, которые окончательно ставят все точки над “i”. Мы слышали, как за литургией читались эти слова: “Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего” (Лк.6.35).

Всё в этих словах ужасает. Ужасает прежде всего потому, что мне, такому, какой я есть, эта программа жизни представляется непосильной. И не подумайте, что я преувеличиваю. Вспомните лучше апостолов, которые – не нам чета: когда Господь указал им на обязанности мужа по отношению к жене, они хором завопили: “Если так, то лучше не жениться!” А разве легче любить врагов? Разве легче мерить одним аршином и себя и других? То есть нам-то, конечно, кажется, что мы именно так и поступаем. Мы уверены в том, что судим других по тем же законам, что и себя. Но вот спросим об этом людей внешних, посторонних или, ещё лучше, наших близких. Что они скажут?

Мы всё о справедливости вздыхаем, а между тем основной принцип справедливости вот какой: “Око за око и зуб за зуб”. Ну-ка, если все брошенные нами, обиженные нами, если все погубленные нами младенцы, все, кого мы вольно или невольно словом или делом растлили за свою долгую жизнь, растлили, совратили своим собственным примером, своей нетерпимостью, грязными словами, похабными анекдотами, блудными взглядами, если все они потребуют у Бога справедливости, если все они закричат: “Око за око и зуб за зуб!!!” Что от нас останется?

“И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”, – это, к сожалению, лишь на первый взгляд легко. А стоит только всерьёз задуматься, как сразу понимаешь, насколько мы далеки от такого простого на первый взгляд идеала.

Однако самое трудное, самое невыполнимое – в конце фразы Спасителя. “Не ожидая ничего”, – говорит нам Он. Это ведь буквально значит следующее: если ты “жизнь свою положил за други своя”, не рассчитывай, что кто-то положит жизнь за тебя. Не надейся, так сказать, на взаимность. Не жди ответной любви на свою любовь, не надейся, что всякое твоё доброе дело будет немедленно оплачено по самому высокому тарифу. Ну, и кто так сможет?

Это ведь не что иное, как призыв обнищать, стать нищим, неимущим, не имеющим не только денег, но и права на деньги. Не обладающим даже правом на ответную любовь. Попробуем только мысленно сказать себе: “нам никто и ничем не обязан”, – какая тоска, какое уныние разом наполняют нашу душу! Какое одиночество сразу охватывает её!

Но вспомним: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф.5.3). Бог наш хочет, чтобы мы, упоённые этой жизнью, медленно, но верно отвыкали от неё, отвыкали от земли и прирождались, привыкали, прививались к жизни той, к Небу, к вечности, где нет и не может быть денег, мирской славы, весёлых пиров и даже простой человеческой благодарности, потому что то, что ждёт нас там, в вечности, выше и больше справедливости, выше земной любви и всей нашей здешней правды.

Сразу стать такими, какими нас хочет видеть наш Спаситель, невозможно. Это – процесс долгий, и занимает он у человека всю его жизнь, в начале которой ребёнку так естественно брать, тянуть к себе, плакать, когда не дают. Но хорошо бы хоть в конце жизни научиться отдавать, отказываться от принадлежащего по праву, уступать. И чтобы быть верным в большом, научимся верности хотя бы в малом. Научимся хотя бы подавать нищим, не обременяя себя размышлениями, почему это они просят, вместо того чтобы самим заработать. Не задумываясь о том, пропьют они, просящие, наши гроши или купят на них хлеба. Потому что очевидно, что Бог посылает их на нашем жизненном пути для того, чтобы мы научились очень непростому делу – отдавать своё, кровное, заработанное тяжким трудом. Отдавать, н и ч е г о не ожидая взамен. Аминь.

17 октября 1999 г.

Священник Сергий Ганьковский

17.10.1999


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.