Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ДОРОГА НА НЕБО."


Неделя 19 по Пятидесятнице

2 Коринфянам, гл. 11, ст. 31 - гл. 12, ст. 9

   31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
   32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
   1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
   2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли -- не знаю, вне ли тела -- не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
   3 И знаю о таком человеке (только не знаю -- в теле, или вне тела: Бог знает),
   4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
   5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
   6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
   7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
   8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
   9 Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

От Луки, гл. 6, ст. 31-36

   31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
   32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
   33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
   34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
   35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
   36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Неделя 19 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Тысячелетия прошли с тех далёких времён, когда народ Божий, преследуемый врагами, был чудесно спасён, “немокренными стопами” перейдя Чермное море. Я думаю сейчас о том, как ликовали они, как радовались, когда, стоя на восточном берегу Красного моря, поняли вдруг, что больше им некого бояться, больше не от кого бежать… Фараон, их враг, их преследователь и губитель, со всем своим войском утонул в пучине! Как они радовались, как ликовали, как пели и плясали на пустынном опалённом солнцем берегу. И ни один из них, даже их вождь и пророк Моисей, не знал, что им предстоит. Никто из них не догадывался, что до свободы, до счастья, до земли обетованной, до обещанного им успокоения и изобилия – долгих сорок лет скитания по безжизненной пустыне.

Сорок лет всем им, и малым и старым, придётся бродить, петляя, среди унылых и жестоких песков и скал, за каждым холмом, за каждой горой ожидая увидеть тихие зелёные долины, где реки текут молоком и мёдом, – землю обетованную, Землю, обещанную им их Богом. И никто из них, вы только подумайте – никто, ни старцы, ни юные не дойдут до этой земли, просто не доживут, просто не дождутся... Только новые поколения людей, поколения, родившиеся в пути, поколения, не знавшие рабства египетского, только они смогут добраться до этой земли успокоения.

Я вспомнил сегодня об этом скитании народа Божия, о его исходе из земли рабства в землю свободы, потому что мы с вами – тоже странники. Мы тоже однажды бросили, попытались бросить привычный, тяжко-сладкий и душный мир греха, землю порабощения страстям, и рванулись всей душой в землю свободы, к Богу, в Царство Небесное. Мы захотели стать свободными от греха. Мы захотели очиститься, чтобы иметь право быть с Богом в блаженной вечности. И так же, как они, мы в начале нашего пути не знали, что нам предстоит.

Мы думали тогда, что вот ещё одно маленькое усилие, вот ещё один небольшой шаг, вот ещё одна исповедь – и грехам нашим конец! Мы наивно полагали, что наша молитва – это всегда праздник богообщения, всегда радость, всегда полёт! Но годы идут, а пустыня всё жарче, всё труднее путь, всё реже маленькие радости и всё яснее и яснее открывается нам глубокая бездна греха в наших душах, которую никакими пригоршнями не вычерпаешь.

И однако – мы идём. Как тот народ в Синайской пустыне, мы идём к Богу. Было время, когда над нами смеялись, когда нас считали сумасшедшими, поверившими бабьим басням о Боге. Было время, когда нас ненавидели и хотели убить, как фараон ненавидел и хотел убить преследуемый им народ Божий. Я иногда думаю, что сопротивление внешних обстоятельств жизни, как ни странно, помогает переносить тяготы пути, что гораздо труднее сопротивляться своему собственному неверию, отчаянию, лени, тоске, чем самым лютым гонениям от богоненавистников. Когда Церковь гонима от внешних врагов, она внутренне собрана, всегда готова к подвигу мученичества, христианам не до пустяков, не до копания в собственных чувствах и переживаниях, потому что главное – устоять, главное – не предать, главное – идти, не думая об отдыхе, не помышляя о награде.

Но рано или поздно кончаются внешние несчастья, тонет фараон со всем своим войском, со всеми своими спецслужбами, оказываются посрамлёнными насмешники и атеисты, а мы, христиане, после недолгого и бурного ликования на берегу Красного моря, после короткого праздника избавления от внешних несчастий (вспомните, как мы праздновали тысячелетие Крещения Руси!), оказываемся посреди раскалённой пустыни и с ужасом обнаруживаем, что эта пустыня – наша душа. И идти нам по этой пустыне ещё долго, всю жизнь, и обратной дороги нет, потому что уж кто-кто, а мы-то знаем, что там позади. Там – рабство, там – плен, там – грех, а потому там – смерть. Жизнь, Земля Обетованная, Царство Небесное – впереди!

Если бы мы не верили в Бога, если бы не надеялись на Его благодатную помощь, если бы вдруг решили, что спасти душу свою мы и сами в состоянии, что никакой Спаситель нам не нужен, наша самоуверенная решимость несомненно была бы посрамлена. Мы непременно потерпели бы полное и сокрушительное поражение. Потому что, прочитав сегодняшнее Евангелие от Луки, где Господь говорит нам: “…любите врагов ваших и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего”(Лк.6.35), – прочитав эти слова, всякий честный человек скажет себе: “Я так не могу! Я не могу быть таким же милосердным, как Отец мой Небесный! А если это так, то как же мне смотреть людям в глаза, как же мне, не краснея от стыда, называть себя христианином?”

Сегодняшнее Евангелие, как карта, показывает каждому из нас, где мы находимся, в какой точке пути к Вечной Жизни. Долго нам ещё идти. Оказывается, такое простое и ясное жизненное правило: “И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”, – это правило выше сил человеческих. И ясно ведь: для того, чтобы иметь право называться христианами, для того, чтобы наследовать Царство Божие, только и надо полюбить, пожалеть врагов своих, только и надо – не дожидаться благодарности и участия от своих друзей, только и надо забыть нашу самую любимую формулу, обращённую к нашим детям: “Я тебе всю жизнь, все силы, всё здоровье отдала, а ты!...” Господи, как это трудно! Да я больше скажу: не просто трудно – невозможно!

Однако потому мы и называемся христианами, что веруем и исповедуем: “Невозможное человекам возможно Богу, ибо Богу всё возможно!” Богу всё возможно, Богу возможно спасти даже таких хитрых, жадных и лукавых, как мы с вами. Только одно для этого нужно от нас. Не уставать. Идти, как бы ни был тяжёл путь. Как бы ни была уныла и мрачна дорога через пустыню. Ибо дорога эта – дорога на Небо. Аминь.

18 октября 1998 г.

Священник Сергий Ганьковский

18.10.1998


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.