Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "«ВОТ ТЕБЕ ТВОЁ»"


Неделя 16 по Пятидесятнице

2 Коринфянам, гл. 6, ст. 1-10

   1 Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
   2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
   3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
   4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
   5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
   6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
   7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
   8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
   9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
   10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

От Матфея, гл. 25, ст. 14-30

   14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
   15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
   16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
   17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
   18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
   19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
   20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
   21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
   22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
   23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
   24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
   25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
   26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
   27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
   28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
   29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
   30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Неделя 16 по Пятидесятнице
Проповеди священника Сергия Ганьковского
  1. ПОСЛЕДНИЙ ТАЛАНТ.

    01.10.2006

  2. ЖИЗНЬ - ДАР БОЖИЙ.

    05.10.1997

  3. ТАЛАНТ СТЫДА.

    23.09.2001

  4. «ВОТ ТЕБЕ ТВОЁ»

    19.09.2004

Проповеди священника Глеба Козлова
  1. Проповедь от 12.09.2010

    12.09.2010

Неделя 16 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Справедливость и равенство» – вот что написано на знамени сатаны! «Справедливость и равенство» – вот мечта богоборцев всех времён и народов! «Всё поделить, и всем поровну» – вот лозунг всех радетелей о всеобщем счастье! А ведь согласимся, и для каждого из нас велик соблазн, когда чего-нибудь на всех недостаёт, – разделить этот энтузиазм уравнителей. И мы такие же, дай нам только волю! Да вот беда: сегодняшняя притча Христова такой «воли» нам как раз и не даёт. Раз уж «звезда от звезды разнится в славе» (1.Кор.15.41), раз уж Ангелы Божии, эти «служебные духи» (Евр.1.14), являют Небесную Иерархию, а не «небесное братство», «кольми ж паче» мы, возлюбленные чада Небесного Отца!

Все знают: это падшие духи возмечтали о «равенстве» с Богом, это их предводитель соблазнял праотцев той же безумной идеей. Все помнят, чем разрешились сладкие посулы твари быть «как боги» (Быт.3.5), то есть сделаться равным в славе с Творцом и преодолеть, наконец, Его ненавистное господство. Падшее человечество, пытавшееся, подобно блудному сыну, разделиться с Отцом в правах владения имуществом, как и он, оказалось у корыта с пищей свиней, «ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.14.11).

Кто из нас, «заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть» (Мф.6.27)? Кто из нас сам наградил себя красотой, здоровьем, талантами, умом или, скажем, музыкальным слухом? Всё, что мы имеем, – не наше! Всё это – дар Божий, который дан нам в «доверительное управление». Обо всём этом нам придётся дать ответ в день Суда, когда Хозяин талантов потребует у нас отчёта о том, как мы распорядились в течение долгой и непростой жизни своей с доверенными нам способностями. Тогда, наверно, мы поймём, что, к счастью для нас, отмерено каждому было по-разному, именно так, как это указано в притче Христовой: «одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе» (Мф.25.15). А если бы не так, если бы – всем поровну, не осталось бы надежды у слабого оправдать свою жизнь, которая в таком случае завершилась бы непременным крахом.

Потому что пока не наступило время отчёта, всякому хочется получить побольше. В самом начале редко кто думает о конце. Когда же приходит пора приносить плоды, поздно жалеть, что прибыток невелик, что вложения не оправдали надежд. Поздно искать извинений и кивать на обстоятельства жизни, плохую погоду и происки врагов. Проигравшемуся потомку Адама можно только порадоваться тому, что отвечать придётся не за пять и не за два, а всего лишь за один талант, за единственный дар, полученный от Бога, – за жизнь…

Но и тут «лукавый раб и ленивый» (Мф.25.26) норовит сделать всё, чтобы, как и его давний пращур, отказаться от ответственности, пренебречь Богом данной свободой, а значит, и достоинством Сына Божия, достоинством человека. Как и на заре человеческой истории, когда Адам оправдывал свой грех происками коварной жены, так и ныне наш с вами современник готов бросить упрёк своему Создателю: «…господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф.25.24,25). «Я не просил Тебя, Господи, о даре жизни. И Ты не спрашивал меня, хочу ли я получить его. Чего же теперь взыскивать с меня то, на что я никогда не давал своего согласия? Справедливо ли это? Поэтому не оценивай результаты моих усилий, не суди меня за впустую прожитую жизнь. «Вот тебе твое»!

Легко теперь, когда жизнь прожита, когда все дары Божьи потрачены, говорить, что на самом деле «не больно-то и хотелось», легко нам снова и снова обвинять Бога во всех наших неурядицах! Но беда в том, что всё наше остаётся с нами! Широта души и доброе сердце, покаянные слёзы и неустанное стремление стать лучше и чище – всё это мы унесём с собой в вечность. И в ту же самую вечность мы унесём ненасыщаемую жажду «справедливости», как мы её понимаем, и глухую обиду на весь белый свет и на его Творца за то, что мало нам досталось и талантов, и радости, и удачи, и здоровья.

Беда в том, что обиженные так и останутся обиженными навсегда! Потому что верно Слово Божие: «В чем застану, в том и сужу». И если во время земной жизни нам так и не удастся победить в своей собственной душе зависть и ядовитую недоверчивость, если жгучая память об мнимых и истинных обидах не сменится в нашем сердце великодушным прощением, тогда, боюсь, без всякого приговора Несправедливого, но Милосердного Господина мы собственным своим судом отправимся «во тьму внешнюю: [где] будет плач и скрежет зубов» (Мф.25.30). Аминь.

19 сентября 2004 г.

Священник Сергий Ганьковский

19.09.2004


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.