Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
23.08.1998
04.09.1994
03.09.2000
08.09.2002
31.08.2003
15.08.2004
03.10.2010
28.08.2011
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня рядовое воскресное Евангелие о немилосердном должнике пришлось на праздник Успения Пресвятой Богородицы.
После грехопадения человека всё в этом мире становится временным, смертным. Завершён и земной путь Достойной большей чести, чем херувимы и Заслуживающей несравненно большего прославления, чем серафимы. Но Церковь вспоминает это событие не как трагедию, а как праздник, как победу. Так происходит, быть может, потому, что конец земной жизни человека может быть как утратой, разрывом, так и встречей, исполнением ожидаемого, восстановлением связи.
Связи, о которой говорит нам Спаситель: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18.18). Всё, чем мы «друг друга и сами себя» предадим Богу, будет связывать нас с вечностью.
«Посему Царство Небесное подобно царю» (Мф.18.23), который в ответ на просьбу неоплатного должника «умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф.18.27). Должник самОй просьбой своей, мольбой, пожалуй — даже молитвой, соединяется с Господином и Тот «разрешает», развязывает, освобождает его от долгов. Но прощённый сам же и разрушает эту связь, «выходит» от Царя, из Царства Его, и начинает душить ближнего своего. И тогда уже другие обращаются к Судии. «Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее» (Мф.18.31). «И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18.34-35). Прощение грехов ближнего становится условием встречи с Богом.
Но слышим мы сегодня и ещё об одном обращении к Богу, обращении Марфы, просящей Иисуса сказать Марии, чтобы та помогла ей. «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк.10.40-42).
Удивительным образом оказывается, что наказание грешника происходит лишь после просьбы о справедливости других людей, то есть о злом Богу как бы нужно напомнить, а о выборе благой части Он помнит Сам, да ещё и другим напоминает. «Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф.18.14).
И поскольку Бог наш есть Любовь, то думается, что и Суд Его — не справедливое воздаяние за грехи, не мстительный запрет на вхождение грешника в рай, а милосердный поиск причин оправдать его. Иными словами, Бог не усчитывает наши промахи и победы, а просто зовт нас к Себе, в Царство Своё Небесное. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф.18.11).
И хоть и не можем мы войти в рай по праву, по заслугам своим, тем не менее, слышим мы множество Божьих призывов войти в приблизившееся Царство Небесное. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25.34). И граница тут — в выборе и надежде самого человека. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25.46). Не Бог гонит их, а сами они идут либо к Нему, в жизнь вечную, либо от него, в муку, в отсутствие жизни, радости и света.
Человеку дана свобода отвернуться от Божьего дара, от Самого Бога, или же обрести с Ним неразрушимую связь, попытавшись хоть иногда, хоть в малом, не душить своего должника-ближнего, требуя своё, а ответить вслед за Пресвятой Девой «да будет мне по слову Твоему» (Лк.1.38).
Думается, от этого выбора и зависит, будет ли завершение нашего земного пути ужасной гибелью, потерей всего «нажитого непосильным трудом», окончательным крушением всех надежд, или же напротив — обретением желаемого, долгожданной встречей, временным успением, за которым непреложно последует пробуждение к вечности.
Аминь.
Священник Глеб Козлов
28.08.2011
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.