Русская православная церковь - Московская епархия - Ивантеевское благочиние
Московская область, г. Королев

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ВОДЫ РАДОСТИ."


СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ

Титу, гл. 2, ст. 11-14, гл. 3, ст. 4-7

   11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
   12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
   13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
   14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
...
   4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
   5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
   6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
   7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

От Матфея, гл. 3, ст. 13-17

   13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
   14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
   15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
   16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, -- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
   17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Святое Богоявление.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Только что в чине Великого водоосвящения прозвучали такие утешительные, такие ободряющие слова пророка Исаии: «Да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня и процветет яко крин… и людие мои узрят славу Господню и высоту Божию. Укрепитеся руки ослабленыя, и колена разслабленая утешитеся. И рцыте малодушным мыслию: укрепитеся, и не бойтеся: се Бог наш суд воздает, Той приидет и спасет нас» (Ис.35.1,3,4). Пророк предвозвещал спасение падшего человека «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1.Кор.12.13). Апостол Павел, как очевидец явления Бога на земле, сам облагодатствованный Дарами Духа Святого, уже прямо свидетельствует в Послании к своему духовному сыну, которое мы читали сегодня за литургией: «…явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит.2.11).

Благодать Божия явилась в спасительных и очистительных водах Иордана, которые стали крещальной купелью жизни и знаком непреложности Божьих обетований о спасении, о защите, о покровительстве.

Когда-то мёртвые воды Потопа очистили землю от поразившего её греха и распада с такой сокрушительной яростью, что Сам Бог ужаснулся и установил в знамение завета между Собой и людьми радугу, с тем чтобы не всякая плоть была истреблена водами потопа и чтобы никакого другого потопа уже более не было на земле (Быт.9.11). Ныне живыми водами Иордана утверждается Новый Завет Бога и человека, Завет правды и любви, Завет милосердия и кротости. Так воды наказания стали водами благодати, и Бог спасаемым людям предстал не в образе Грозного Судии, а в запылённом плаще странника, не имеющего «где приклонить голову» (Мф.8.20).

Как некогда голубь с веткой оливы в клюве явился вестником перемены суда Божьего на милость (Быт.8.11), так ныне Дух «в виде голубине» возвещает о примирении твари и Творца, о том, что ныне «явися благодать Божия, спасительная всем человеком». А это значит, что человек отныне не одинок. Это значит, что у него появился теперь Заступник и Ходатай, да Такой, о Котором свидетельствует глас Божий, «с небес глаголющий»: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3.17).

Благоволение Бога Отца к падшему и заблудшему роду человеческому было таково, что облёкся в плоть и стал человеком Возлюбленный Сын Царя Небесного и вместо карательных вод потопа на грешников излилась благодать Святого Духа! Воистину «горы взыграшася, яко овни, и холми, яко агнцы овчии», воистину «Иордан возвратися вспять» (Пс.113.3), когда волей Спасителя «побеждается естества чин»! И понятно, что ветхозаветное сознание, воспитанное на принципе справедливости: «око за око и зуб за зуб» (Исх.21.24), – не могло сразу вместить всей правды Завета Нового. Потому и последний пророк Ветхого Завета, лучший «из рожденных женами» (Мф.11.11), страшится и недоумевает, решительно отстраняя Сына Божия: «…мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3.14).

Но Господь наш пришёл на Иордан исполнить «всякую правду» (Мф.3.15). Исполнение этой правды изумит и смутит не только Предтечу, но и ближайших учеников Спасителя. Что уж говорить о сынах народа Божия, которые и по сей день не вмещают правду о Богоявлении! Привычны им были и огненный столп, водительствовавший их в Синайской пустыне, и солнце, остановившееся над Гаваоном (Нав.10.12), а вот видение «Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф.3.16), соблазнило их. И соблазнило потому только, что увидели они нечто доселе невиданное и не представимое – самоуничижение Сына Божия, Который, смиренно оставив достоинство Царя царствующих (1.Тим.6.15), погрузился под рукой Предтечевой во Иордан, уподобившись последнему грешнику в длинной чреде тех, кого Пророк назвал «порождениями ехидны» (Мф.3.7).

Иногда, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, во дни греховной тоски и погибельного уныния и нам приходит на ум соблазнительная мысль: и с чего это апостол призывает нас «всегда радоваться» (1.Фес.5.16), какие такие особые причины для радости существуют в наш век, когда, воистину, «все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13.3)? В такие вот мёртвые дни, в такие страшные минуты напейтесь, братие, живой воды, которую принесёте ныне в свои дома, примите её в себя как благодатный дар нашего Бога, Который «нас ради человек и нашего ради спасения» сходит с Небес в обезображенные человеческим грехом воды Иордана, очищая и освящая их, а с ними и всю жизнь нашу. Аминь.

18 января 2004 г.

Священник Сергий Ганьковский

18.01.2004


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.