Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
07.04.1998
07.04.1999
07.04.2000
07.04.2001
07.04.2002
07.04.2003
07.04.2004
07.04.2005
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
“Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему…” (Лк.1.35.37.). Это – слова, с которых началось спасение падшего человечества, слова, которые должны были бы наполнять наши сердца радостью и надеждой, если бы каждый из нас, в полной мере применив их к себе, смог бы с таким же смирением, с каким произнесла их юная Дева Мария, сказать: “Я – раб Божий”.
Но мы так не говорим, потому что не думаем так. Для нас рабство – состояние, связанное со страданием, унижением, маетой. Рабство, уверены мы, не сделает нас счастливыми, оно не может принести радости. Отчего же Та, Которую “ублажают все роды”, возрадовалась, осознав своё рабство, а мы, вслед за нашими дедами, и сейчас готовы гордо провозглашать: “Мы – не рабы, рабы – не мы”.
Это происходит оттого, что наш житейский и духовный опыт знает только один вид рабства: нам знакомо порабощение себе самим, своим чувствам, своим желаниям, своим представлениям о мире. Мы хорошо знаем, что такое рабство вещам. Наша жизнь, наш быт, наша повседневность дают нам исчерпывающий опыт рабства греху. Мы знаем, как это происходит, и знаем, что за этим следует. Мы не понаслышке, а на собственном опыте знаем, что всякая сласть, всякое наслаждение, всякое упоение влекут за собой скорби и боли, разочарование и тоску. Не все мы наркоманы в прямом смысле этого слова, то есть не все зависимы от химических веществ, однако все мы знаем, что такое “ломка”, абстинентный синдром, потому что именно так можно назвать состояние, в которое впадает человек, лишённый удовольствия. Не важно – какого: это может быть страсть власти или страсть обладания человеком, страсть сребролюбия или уязвлённая гордость, но всё, что отнято, всё, что стало в какой-то момент недоступным, вызывает у нас приступ тоски и отчаяния.
Дьявол, враг нашего спасения, как и подобает отцу лжи, предстаёт нашему сознанию в образе борца с рабством. Сей древний змей-искуситель внушает нам, как некогда внушал он несчастной Еве, что стыдно принадлежать кому-то или чему-то. “Человек, – говорит он, – это великолепно, это звучит гордо! И ему, человеку, надлежит поработить себе весь мир. Ему, человеку, должно быть владыкой всего, и чтобы золотая рыбка была у него на посылках”. И как на заре человеческой истории, как в райском саду у древа познания добра и зла, так и ныне враг рода человеческого не говорит всей правды. Он скрывает от нас, доверчивых простаков, то, чего не смог скрыть от Сына Человеческого в пустыне: “Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое” (Лк.4.6,7). Весь мир будет твоим, о, человек, если ты поклонишься ему!
Наши деды, а вслед за ними и мы забыли о простом правиле: не только я обладаю богатством, но и богатство обладает мною. Ведь на самом деле совсем не просто понять, слава царств земных принадлежит мне или я сам заложник этой земной славы: лиши меня её – что от меня останется?
Вспоминая Божий ответ соблазнителю, поражаешься его простоте и бескомпромиссности: “Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи”. И вправду, как точно, как ясно сказано! “Покланяйся и служи”, то есть будь рабом, будь работником, принадлежи Ему! Принадлежи своему Богу не только потому, что Он сотворил тебя, но и потому, что ты сам, свободно, без принуждения выбрал Его!
“Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода” (Ин.12.24). Нельзя стать по-настоящему свободным, не сделавшись рабом Божиим. Стыдно и грешно быть рабом человека. Стыдно и грешно быть рабом своих страстей, своих предубеждений, своих страхов. Стыдно и грешно поклоняться “твари вместо Творца” (Рим.1.25).
Достойно и праведно поклоняться и служить Богу. Достойно и праведно быть рабом Божиим. Достойно и праведно так позабыть о себе, так предаться воле и благому Промыслу Божьему, как это сделала Пресвятая Дева Богородица, на заре нашего спасения ответив на благой призыв Божий дивными и простыми словами: “Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему”. Аминь.
7 апреля 2000 г.
Священник Сергий Ганьковский
07.04.2000
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.